Учебный прибор для демонстрации бегущей волны

 

Союз Советск«и

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6l ) дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлеио 05.10.79 (2)) 2828181/28-12 с присоединением заявки М (2 >) Приоритет.

Опубликовано 23.10 81 ° Бюллетень М 39 ,цата опубл«коваикя описания 26.10 81 (5l jM. Кл..

G 09 В 23/06 аосударспкикый комитет ао делам изебретеиий. и открытий (53) УДК 625.8 (088.8) (72) Аатор изобретения

Л. А. Мазаев (7 I ). заявитель (54) УЧЕБНЫЙ ПРИБОР ДЛЯ jlENOHCTPAUHH

БЕГУШЕИ ВОЛНЫ

Изобретение относится к рациотехнике и электронике и мсжет быть использовано аля облегчения усвоения принципа волнообразования и постоянства скорости распространения электромагнитных волн.

Известен учебный прибор пля цемонстрации бегушей волны, соцержаший установленные ь раме имитаторы элементов волны, расположенные на нитях и закрепленные на раме привоц аля врашения имитаторов (1).

Неаостатком известного учебного прибора является невозможность цемонстрации процесса волнообразования.

Бель изобретения — повышение нагляц15 ности.

Поставленная цель цостигается тем, что прибор имеет закрепленный на раме стержень с шайбами и связанную с привоцом муфту, при этом имитаторы выполнены в вице писков с периферийными отверстиями, расположенными на равном расстоянии от центра и установлены с черецованием межцу шайбами на стержне, а нити выполнены упругимтт, расположены в периферийных отверстиях цисков и закреплены на привоаной муфте.

Кроме того, он имеет установленные на раме цатчики перемешения цисков и электрически связанное с цатчиками регистрируюшее устройство.

На фиг. 1 изображен учебный прибор, обший виа; на фиг. 2 — половина периоца бегушей волны; на фиг. 3 — разрез А-А на фиг. 2.

Учебный прибор соцержит установленные на раме 1 имитаторы 2 элементов волны. Имитаторы 2 выполнены в виае аисков с периферийными отверстиями, расположенными на равном расстоянии от центра. В периферийных отверстиях писков расположены упругие нити 3, закретцтенные на привоцной муфте 4.

Привоаная муфта 4 через ось 5 связана с привоцом 6 аля врашения имитаторов.

На раме 1 закреплен стержень 7 с шайбами 8. Стержень 7 оаним концом

1. Учебный прибор для демонстрации бегущей волны, содержащий установленные в раме имитаторы элементов волны, расположенные на нитях и закрепленный на раме привод для вращения имитаторов, о т л и ч а ю ш и и с я тем, что, с целью повышения наглядности, он имеет

ЗО закрепленный на раме стержень с шайбами .и связанную с приводом муфту, при этом имитаторы выполнены в виде дисков с периферийными отверстиями, рас° положенными на равном расстоянии от центра и установлены с чередованием между шайбами на стержне, а нити выполнены упругими, расположены в периферий1 ных отверстиях дисков и закреплены на приводной муфте.

4р 2. Прибор по и. 1; о т л и ч а юш и и с я тем, что он имеет установлен ные .на раме датчики перемещения дисков и электрически связанное с датчиками регистрирующее устройство.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

l. Авторское свидетельство СССР

No 95530, кл. G 09 В 23/06, 1951.

3 8754 закреплен на кронштейне 9, а другим концом связан с натяжным устройством 10.

Имитаторы 2 установлены на стержне

7 с череаованием между шайбами 8.

На раме 1 нанесены нониус 11 в от.носительных единицах и датчики 12 перемещения писков, электрически связанные с регистрирующим устройством 13.

:Сама рама 1 при помощи струбцин 14 закреплена на ножках 15. о

Учебный прибор работает следующим образом.

Вращением привода b сообщают пвижение имитаторам 2, причем движение от имитатора к имитатору передается через упругую нить 3.

Имитатор 2, получив импульс силыврашательное движение по стрелке Б от предыдущего имитатора, через упругую нить 3, поворачивается и передает авижение следующему имитатору. Однако следующий имитатор, вследствие наличия собственного момента инерции, не может мгновенно послеаовать за предыдущим имитатором. Происходит запаздывание пвижения каждого последующего имитатора относительно предыдущего на угоп О

rae P — угол запаздывания.

Поскольку имитаторы 2 расположены на равном расстоянии Gpyr от npyra, а движение передается с запаздыванием на угол р от имитатора к имитатору, то они образуют винтовую бегущую волну, rae шаг винта определяет длину волны .(фиг. 2)

Чем больший импульс силы получает имитатор 2, вследствие увеличения скорости (частоты)вращения привода, тем больше угол запаздывания P — тем короче длина волны,.и наоборот — при малой скорости (частоте) вращения — длина волны возрастает.

На сколько больший или меньший импульс силы получает имитатор, на столько больший или меньший получается угол

/ запаздывания P . Отсюда следует, чем больший угол запаздывания р< тем выше угловая скорость послепуюших имитаторов и.наоборот, т.е, время прохождения угла запаздывания каждым имитатором остается неизменным, ото:да следует, что

/\

= COYl6% гпе Гр — время прохожаеI имитатором угла запаздывания.

Таким образом, как бы не изменялась частота вращения имитаторов, скорость распространения бегущей волны в учебном приборе остается постоянной.

Скорость распространения .бегущей волны измеряется в приборе регистрирующим устройством 13, причем запуск. его осуществляется переаним фронтом волны— правым по схеме датчиком 12, а останавливается левым.

Длина волны, зависимая от частоты вращения привода 6, отсчитывается по нониусу 11, Предложенный учебный прибор позволяет расш ирить пем о истра цио нные возможности, Формула изобретения

875442

Составитель Ю. Смолякова

Техред А.Бабинеи Корректор М. Коста

Редактор Т. Киселева

Зака илнал ППП "Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4 з 9343/77 Тираж 487 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/S ф

Учебный прибор для демонстрации бегущей волны Учебный прибор для демонстрации бегущей волны Учебный прибор для демонстрации бегущей волны Учебный прибор для демонстрации бегущей волны 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к учебным приборам и наглядным пособиям по физике, в частности по механике

Изобретение относится к учебным и наглядным пособиям и может быть использовано в учебном процессе вузов

Изобретение относится к учебным пособиям по теоретической механике и может быть использовано для демонстрации вынужденной прецессии и гироскопического эффекта

Изобретение относится к наглядным пособиям и может быть использовано для демонстрации гироскопических явлений, в частности, на занятиях по физике, теоретической механики и т.д

Изобретение относится к способу, позволяющему имитировать движение частей планеты при ее разделении, и может быть использовано при изучении астральной системы, движения планет и других небесных тел, для получения новых научных данных о Вселенной, решения как научных, так и технических задач, стоящих перед космонавтикой, при создании новых типов летательных аппаратов, а также в иных целях

Изобретение относится к способу, позволяющему имитировать движение частей планеты при ее разделении в соответствии с открытым автором Всемирным законом тяготения - Фундаментальным законом мироздания, и может быть использовано при изучении астральной системы, движения планет и других небесных тел, получения новых научных данных о Вселенной, для решения как научных, так и технических задач, стоящих перед космонавтикой, при создании новых типов летательных аппаратов, а также в иных целях

Изобретение относится к учебным приборам по физике

Имитационный способ определения вращения планеты, свободно движущейся по петлеобразной орбите, вокруг собственной оси с неравномерной угловой скоростью и поворота ее петлеобразной орбиты на соответствующие угол и сторону вокруг оси, отстоящей на соответствующем расстоянии от ее центра массы, от оборота к обороту планеты вокруг последней в зависимости от величины дробной части соответствующего отношения угловых скоростей вращения планеты, обеспечивающих движение ее по петлеобразной орбите // 2176412
Изобретение относится к способу, позволяющему имитировать движение планеты для определения ее вращения вокруг собственной оси неравномерной угловой скоростью и поворота ее вокруг собственной оси с неравномерной угловой скоростью и поворота ее петлеобразной орбиты на соответствующие угол и сторону вокруг оси, отстоящей на соответствующем расстоянии от ее центра массы, от оборота к обороту планеты, и может быть использовано при изучении астральной системы, движения планет и других небесных тел, получения новых научных данных о Вселенной, для решения как научных, так и технических задач, стоящих перед космонавтикой, при создании новых типов летательных аппаратов, а также в иных целях

Изобретение относится к учебным приборам по курсу сопротивление материалов и может быть использовано в высших и средних учебных заведениях
Наверх