Способ уменьшения потерь на трение при трубопроводном транспорте жидкости
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советских
Социалистических
Уес убвии
К АВТОИЖОМУ СВИ ИТИЛЬСТВУ (61) Дополнительное к ввт. сеид-ву— (22) Заявлено 051279 (21) 2846872/25-08 (51) М. Кл. с присоединением заявки Нов
F D 1/08
Государствеииый комитет
СССР
Ао делам изобретеиий и открытий (23) Приоритет
Опубликовано 15.1081. Бюллетень l4O38 (53) УДК 821. 843.(088.8) Дата опубликования описания 151081
: Г
) 1
В.В.Банатов, Г.С.Поп, Ю.В.Танчук, С.В.Пахов(ишин,С.Ф.Моисейков, И.С.Мулица, С.N.Ëàêèçà, В.В. абак, = ф.Х.Ибрагимов, И.Н.Костур, .П.Ф.Тюгаев, В.Н. ан ычев и A.ß.Êñëáàñèí (72) Авторы изобретения
Государственный научно-исследовательский и проектный институт нефтяной промьхоленностй Укргипрониинефть
L (71) Заявитель (54) СПОСОБ УМЕНЬШЕНИЯ ПОТЕРЬ HA ТРЕНИЕ
ПРИ ТРУБОПРОВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ ЖИДКОСТИ
Изобретение относится к транспорту жидкостей по трубопроводам .и может быть использовано в процессах сбора и транспорта нефтяных эмульсий, товарных нефтей и нефтепродуктов.
Известны способы снижения потерь
Г на трение при транспортировке нефтей и нефтепродуктов, заключающиеся в подаче в трубопровод, транспортирующий жидкость, различных реагентов, придающих жидкости свойства псевдопластика, а также создающих пристенный адгезионный слой, гасящий турбулентные пульсации жидкости.В качестве реагентов применяется большое ко- 15 личество поверхностно-активных веществ и полимеров, например, водный раствор полиакриламида с молекулярным весом около 3 млн. с добавками диспергирующего агента, содержащего ани- Щ онные и неионные ПАВ (1).
Однако, применяемые реагенты действуют с .различной степенью эффективности в зависимости от типа транспортируемой жидкости. Кроме того, . 25 применение их экономически нецелесообразно вследствие дефицитности используемых полимеров.
Наиболее близким к предлагаемому является способ уменьшения потерь на 30 трение при перекачке нефтей и нефтепродуктов путем подачи в трубопровод водораствориввех высокополимеров, в частности, полиакриламида. Закачиваемый в трубопровод 0,5-3% водный раствор полиакриламида образует пристенный гидрофильный слой на металлической стенке трубопровода, по которому скользит перекачиваемая жидкость (2) .
Недостатком данного способа является его низкая эффективность, обусловленная тем, что маловязкий слой полиакриламида не обладает достаточной устойчивостью вследствие низких адгезионных свойств.
Цель изобретения — повышение эф-. .фективности процесса трубопроводного транспортирования нефти и расширение ассортимента полимеров.
Эта цель достигается тем, что потери на трение при трубопроводном транспортировании нефти и нефтепродуктов уменьшают путем подачи в трубопровод водного раствора поверхност-. ноактивного поли-1-карбокси-2-карбамидопропилен-диэтиламино-3-фенилбута872905
Показатели режима перекачки
Изменение показателей, %
С применением полиакриламида
С применением полиамфолита-4
Средний расход нефти Q >
l 0 см >/c
111,5
122,5 9,0
Потери давления на трение дh, см
268 .
240 10,5
Эффективная кине2О матическая вязкость
1, см с
О, 757 71
2,6
Формула изобретения
ВНИИПИ Заказ 9000/58 Тираж 552 Подписное
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул.Проектная,4 на, имеющего сокращенное назначение полиам-фолит-4, общей формулы
СЮОН
1 — СИ вЂ” СН 1 — CH — CH—
СН СОМНС%Н Н вЂ” R где n = 300 — 2420;
В = -СН%, С,н .
Концентрация полиамфолита-4 в водном растворе 2 мас. %.
Подача водного раствора полиамфолита-4 в трубо .ровод позволяет создать пристенный полимерный. слой, образующий на длительный период прочную адгезионную связь с металлическими стенками трубопровода и,имеющимися на них твердыми отложениями. Наличие гидрофильного адгезионного слоя, нерастворимого в нефти и нефтепродуктах, способствует уменьшению потерь на трение при транспортировании нефти по трубопроводу. Расход полимера. снижается. данные исследования влияния полиамфолита-4 и полиакриламида на степень уменьшения потерь на трение при трубопроводном транспортировании нефти приведены н таблице.
Пример. На лабораторной установке исследуется влияние полиамфолита-4 и полиакриламида на степень уменьшения потерь на трение при перекачке нефти. Через калиброванный трубопровод прокачинается прОбка из 2% водного раствора полимфолита-4, после чего по трубопроводу начинает циркулировать нефть ° В процессе перекачки замеряются и рассчитываются показатели режима транспортирования: потери давления на трение, производительность трубопровода и эффективная кинематнческая вязкость. для сравнения режимов перекачки в качестве полимерной пробки используется 2% раствор полиакриламида.
Как видно из таблицы, подача в трубопровод поверхностно-активного полиамфолита-4 позволяет уменьшить потери на трение при транспортировании нефти по.трубопроводу на 10,5%, эффективную кинематическую вязкость нефти на 71% и унеличить производительность трубопровода на 9% по сравнению с действием полиакриламида,. применение данного способа обеспечивает увеличение эффективности трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов.
1. Способ уменьшения потерь на трение при трубопроводном транспор3Q те жидкости путем подачи в трубопровод раствора поверхностно-активного полимера, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности процесса и расширения ассорти35 мента полимеров, в качестве полимера н трубопровод нводят водный раствор поли-1-карбокси-2-карбамидопропилен-диэтил-амино-3 фенил-бутана общей формулы
ОООН вЂ” СН вЂ” СН вЂ” СН вЂ” 4
1 » с„н C0NHQ116N — R
45 где и .300 - 2420;
СНЭt CRHГ
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент ClaA 9 3542044, кл. 13750 13, опублик. 1975.
2. Порайко Д.Н, Сокращение гидравлических потерь на перекачку вязких нефтепродуктов с помощью водорастворимых полимеров. Транспорт и хране5$ ние нефтепродуктов и углеводородного сырья. М., ЦНИИТЭнефтехим, 1974, Р 6, с. 7-10 {прототип) .

