Система охлаждения для двигателя внутреннего сгорания
Союз Советсккх
Соцналистических.
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 11.09.79 (21) 2818922/25-06 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М.К .
F 01 P 3/02
Гасударственный кемитет (,53) УДК 621.43-713.1 (088.8) Опубликовано 30.09.81. Бюллетень №36
Дата опубликования описания 05.10.81 па делам кэобретений к открытий (72) Авторы изобретения
Л. А. Захаров, В. Г: Рабеко, А. В. Попов и (71) Заявитель
Заволжский моторный завод им. 50-летия С (54) СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ
ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
Изобретение относится к двигателестроению, в частности к системам охлаждения для двигателя внутреннего сгорания.
Известна система охлаждения для двигателя внутреннего сгорания с рядным расположением цилиндров, содержащая выполненную в головке цилиндра полость охлаждения с входным и выходным отверстиями,. расположенными на одной из боковых стенок и размещенную между головкой и блоком цилиндров прокладку с отверстиями для подвода и отвода жидкости от рубашки ци-. линдров (1).
Недостатком известного устройства является то, что охлаждающая жидкость поступает в блок цилиндров и переохлаждает его, тем самым ухудшает режим работы рабочих процессов, а в головку цилиндров жидкость поступает уже предварительно нагретая до определенной температуры, которая недостаточна для охлаждения головки.
Цель изобретения — повышение эффективности и равномерности охлаждения.двигателя путем принудительной циркуляции охлаждающей жидкости в блоке цилиндров и обеспечение регулирования охлаждения.
Поставленная цель достигается тем, что в системе охлаждения для двигателя внутреннего сгорания с рядным расположением цилиндров, содержащей выполненную в головке цилиндров полость охлаждения с входным и выходным отверстиями, расположенными на одной из боковых стенок, и размещенную между головкой и блоком цилиндров прокладку с отверстиями для подвода и отвода жидкости от рубашки цилиндров, полость охлаждения головки цилиндров разделена взаимно перпендикулярными продольной и поперечной вертикальными перегородками на три полости — впускную, распределительную и выходную, причем впускная полость сообщена с распределительной полостью при помощи перепускных каналов в продольной перегородке, а распределительная полость сообщена с выходной через дросселирующий канал в поперечной перегородке, и каждая полость соединена с рубашкой блока цилиндров соответствующим отверстием, а последнее соединяет выходЗт ную полость с рубашкой блока и расположено около боковой стенки головки со стороны выходного отверстия, а отверстия, соединяющие две другие полости с рубашкой
868073
Формула изобретения
55 блока, расположены около противоположной боковой стенки головки.
Отверстия, соединяющие полости с рубашкой блока цилиндров, и дросселирующий канал поперечной перегородки выполнены дйфференциальными.
Перепускные каналы продольной перегородки выполнены в виде ряда дифференциальных отверстий.
На фиг. 1 дан двигатель с системой охлаждения, продольный разрез; на фиг. 2— то же, вид сверху.
Система охлаждения содержит полость 1 охлаждения в головке 2 цилиндров с входным 3 и выходным 4 отверстиями на боковой стенке 5 и рубашку 6 охлаждения блока цилиндров 7, размещенную между головкой
2 и блоком цилиндров 7, прокладку 8 с отверстиями 9, 10 и 11 для подвода и отвода жидкости и отверстиями 12 для обеспечения удаления возможных паров при парообразовании. Полость 1 охлаждения головки 2 цилиндров разделена взаимно перпендикулярными продольной перегородкой 13 и поперечной перегородкой 14 на три полости: впускную 15, распределительную 16 и выходную 17.
Впускная полость 15 сообщена через перепускные каналы 18, выполненные в продольной перегородке 13, с распределительной полостью 16, которая посредством дросселирующего канала 19, выполненного в поперечной перегородке 14, соединена с выходной полостью 17.
Выходная полость 17, распределительная 16 и впускная 15 полости соединены соответственно через отверстия 9, 10 и 11 с рубашкой 6.охлаждения блока цилиндров 7.
Диаметры отверстий 9, 10 и 11 дросселирующего канала 19, а также перепускных каналов 18 определяются расчетом и уточняются опытным путем, Правильно подобранные диаметры обеспечивают требуемую равномерность прокачки жидкости и, следовательно, равномерное охлаждение головки и гильз цилиндров.
Циркуляция охлаждающей жидкости осуществляется следующим образом.
Охлаждающая жидкость от насоса (не показан) поступает через входное отверстие
3 во впускную полость 15 и движется вдоль всей. головки 2 к отверстию 11 в рубашку 6 блока цил и нд ров 7.
Другая часть жидкости, проходя через перепускные каналы 18, имеющие сечение в соответствии с необходимой интенсивностью охлаждения, проходит в распределительную полость 16 и охлаждает наиболее термонагруженные части головки 2.
Из распределительной полости 16 часть жидкости поступает через отверстие 10 в рубашку 6 охлаждения блока цилиндров 7, а другая часть, двигаясь к боковой стенке 5, проходит через дросселирующий канал 19 о
15 го
25 зо
45 в выходную полость 17 к выходному, отверстию 4.
Поступив через отверстие 11 впускной полости 15 и отверстие 10 распределительной полости 16 в рубашку 6 блока цилиндров 7, охлаждающая жидкость циркулирует между стенками цилиндров, охлаждая их, а затем, двигаясь к боковой стенке 5, поступает через отверстие 9 в выходную полость 17 головки 2 цилиндров к выходному отверстию 4.
Охлаждение цилиндров можно осуществлять при необходимости через отверстия 11 и 9 впускной полости 15 и выходной полости 17 при закрытом отверстии 10 распределительной полости 16, При этом к гильзам цилиндров поступает охлаждающая жидкость пониженной температуры. жидкость повышенной температуры поступает в рубашку цилиндров при открытом отверстии 10 распределительной полости 16 и закрытом отверстии 11 впускной полости 15.
На схеме циркуляции во всей системе охлаждения двигателя отсутствуют застойные зоны, эффективно и равномерно охлаждаются головка и блок цилиндров, обеспечивается регулирование охлаждения, что позволяет повысить надежность и долговечность двигателей, улучшить их эксплуатационные качества.
Преимуществом системы охлаждения двигателя является также и то, что за счет изменения сечения дросселирующего и перепускных каналов и отверстий, соединяющих впускную, распределительную и выходную полости с рубашкой цилиндров, можно осуществлять дифференцированное регулирование температурного режима головки и гильз цилиндров как количественным, так и качественным способами.
Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания позволяет улучшить эффективность и равномерность охлаждения цилиндров по сравнению с известной на 14%, при этом на всех режимах работы двигателя обеспечивается постоянная температура в системе охлаждения порядка 85 — 90 и предположительно повысить надежность и долговечность двигателя на 10 .
1. Система охлаждения для двигателя внутреннего сгорания с рядным расположением цилиндров, содержащая выполненную в головке цилиндров полость охлаждения с входным и выходным отверстиями, расположенными на одной из боковых стенок, и размещенную между головкой и блоком цилиндров прокладку с отверстиями для подвода и отвода жидкости от рубашки цилиндров, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности и равномерности, 868073
Составитель Е. Мнляева
Редактор П. Макаревич Техред А. Бойкас Корректор А. Ференц
Заказ 8265/37 Тираж 556 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР, по делам изобретений и открытий ! 13035, Москва, К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 охлаждения двигателя путем принудительной циркуляции охлаждающей жидкости в блоке цилиндров и обеспечения регулирования охлаждения, полость охлаждения головки цилиндров разделена взаимно перпендикулярными продольной и поперечной вертикальными перегородками на три полостй: впускную, распределительную и выходную, причем впускная полость сообщена с распределительной полостью при- помощи перепускных каналов в продольной перего-. родке, а распределительная полость сообщена с выходной через дросселирующий канал . в поперечной перегородке, и каждая полость соединена с рубашкой блока цилиндров соответствующим отверстием.
2. Система по п. 1,, отличающаяся тем, что отверстие, соединяющее выходную по° лость с рубашкой блока, расположено около боковой стенки головки со стороны выходного отверстия, а отверстия, соединяющие две другие полости с рубашкой блока, расположены около противоположной боковой стенки головки.
3. Система по пп. 1 и 2, отличающаяся тем, что отверстия, соединяющие полости с рубашкой блока цилиндров, и дросселирующий канал поперечной перегородки выполнены дифференциальными.
4. Система по п. 1, отличающаяся тем, что перепускные каналы продольной перегородки выполнены в виде ряда дифференциальных отверстий.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
l. Авторское свидетельство СССР № 199568, кл. F 01 P 3/02, 1965.


