Механизм зажима подвижного узла
(in 865594
Союз Советск мх
Социалистических
Республик
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. синд-ву (22) Заявлено 07.01.80 (21) 2865948/25 08 с присоединением заявки ЭЙ (28) Приоритет (51}М. Кл.
В 23 0 1/28
Гасударственный комитет
СССР во делам нзобретеннй н етнрытнй
Опубликовано 23.09.81. Бюллетень И 35 (53) УДК 621.9-229..31 (088.8) Дата опубликования описання 23 09 81
1 (72) Автор изобретения
В. А. Архаров (71) Заявитель
Ульяновское головное специальное конструкторское бюро тяжелых и фрезерных станков (54) МЕХАНИЗМ ЗАЖИМА ПОДВИЖНОГО УЗЛА
Изобретение относится к машиностроению, а именно к механизмам зажима подвижного узла металлорежущего станка.
Известно устройство для зажима подвижного узла, содержащее гидроцилнндр.с эажимным Т-об разным стержнем, воздействующим на подвижный узел (1) ..
Недостатком устройства является ненадежность зажима головки из-за низкой жесткости упругих тарельчатых пружин.
Цель изобретения — повышение жесткости
10 и надежности зажима.
Поставленная цель достигается тем, что механизм зажима снабжен фнксируюнпч, самотормозящим клином, установленным внутри
15 рабочей полости гидроцилиндра с воэможностью возвратно-поступательного перемещения в плоскости, перпендикулярнои его оси, и взаимодействующим с его штоком.
На фиг. 1 изображен механизм зажима, об- щий вид; на фиг. 2 — внд А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б-Б на фиг. 1.
Накладная поворотная головка 1 соединяет ся с ползуном 2 фрезерной бабки через нро. межуточный корпус 3. Внутри корпуса 3 смонтированы четыре зажимных механизма 4.
Каждый зажнмной механизм 4 содержит Т-образный стержень 5, на котором неподвижно установлен поршень 6, упирающийся в гайки 7.
Поршень 6 подпружннен пружиной 8, расположенной в стакане 9, закрепленном винтами 10 на корпусе 3. В рабочей полости силового гидроцилнндра 11 расположен самотормозящий клин 12, перемещаемый от дополнитель. ного гндроцилнццра 13. Самотормозящнй клин
12 опирается иа торец втулки 14 и своей наклонной поверхностью контактирует с торцом ступицы 15 поршня б. Клин 12 в средней части имеет вырез, через который проходит стержень 5. Во втулке 14 предусмотрен пвз
16, в котором размещен клин 12 и ст;-лица
15 поршня 6. Клин 12 соединен со штоком
17, выполненным эа одно целое с поршнем
18 и перемещающимся во втулке 19.
Рабочая среда к гидроцилнндрам 11 и 13 подеется через штуцер 20 и 21. На накладной головке 1 выполнены четыре центрирую3 щих зуба 22, расположенные под углом 90" и входящие в пазы корпуса 3.
Устройство работает следующим образом.
Рабочая среда под давлением через штуцер
20 и 21 подается в рабочие полости силового гидроцилиндра 11 и дополнительного гидроцилиндра 13.
Поршень 6 силового гидроцилиндра 11, перемещаясь вверх, через гайки 7 натягивает
Т-образный стержень 5, прижимая за Т-образный кольцевой паз накладную головку 1 к торцу корпуса 3, а поршень 18 дополнительного гидроцилиндра 13, перемещаясь в осевом направлении, вводит клин 12 с небольшим усилием между торцовыми поверхностями ступицы 15 и втулки 14, фиксируя тем самым напряженное состояние Т-образного стержня 5. После чего давление рабочей среды под поршнями 6 и 18 снимается. Накладная головка остается зажатой упрутими силами сдеформированных стержней.
Отжим происходит подачей среды только в полость гидроцилиндра 11 через штуцер 21.
При воздействии рабочей среды на поршень
6 снимается давление упругих сил деформации стержня 5 на клин 12, а при воздействии рабочей среды на шток 17 клин 12 отводится из-под торца ступицы 15 до упора в торец втулки 19. После отключения подачи рабочей среды поршень 6 вместе со стержнем 5 под действием усилия пружин 8 пе865594
4 ремещается вниз до упора в торец втулки 14.
При этом головка 1 опускается на величину, несколько болыпую, чем высота центрирующих зубьев 22, что позволяет осуществить поворот головки в другую позицию.
Соотношение диаметров штока 17 и поршня 18 выбрано таким образом, что усилие на отвод клина 12 из-под ступицы 15 в два раза больше по сравнению с усилием на его подвод.
Предлагаемое изобретение позволяет повысить надежность и жесткость крепления подвижного узла.
Формула изобретения
Механизм зажима подвижного узла, содержащий силовой гидроцилиндр с зажимным
Т-образным стержнем, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения жесткости
20 и надежности зажима, он снабжен фиксирующим, самотормозящим клином, установленным внутри рабочей полости упомянутого гидроцилиндра с возможностью возвратно-поступательного перемещсния в плоскости, перпенди25 кулярной его оси, и вэаимод.йствующим с его штоком.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе .
1. Патент ФРГ Н 2045604, кл. В 23 0 3/00, опублик. 1973.
865594
Вид 4
Б- б
УЬг. д
ВНИИПИ Заказ 7946/23 Тираж 773 Подписное
Филиал ППП "Патент", r.Óæãîðîä, ул. Проектная, 4


