Тормоз
Союз Советскик
Социалистических
Республик
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИ ИТВЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. сеид-ву (22) Заявлено 100 U) 0 (23) 2868766/25-27 (51) М. Кл.
F 16 D 63/00 с присоединением заявки М— (23) Приоритет
Государствеииый комитет
СССР
«о аеяам изобретеиий и открытий
Опубликовано 150981. Бюллетень И934
Дата опубликования описания 150981 (53) УДХ 621-592 (088.8) (72) Автор изобретения
Е.С, Лапатин (71) Заявитель (54) ТОРМОЗ
Изобретение относится к тормозным устройствам и предназначено для останова вращающихся механизмов.
Известен тормоз вращательного 5 движения, содержащий установленные в корпусе кольцевой элемент и водило с роликами — сателлитами, взаимодействующими с кольцевым элементом. Кольцевой элемент выполнен в виде гибкого шланга, заполняемого рабочей.жидкостью (1).
Недостатком известного тормоза является частый выход иэ строя гибкого шланга, так как его механическая прочност: сравнительно невелика, вследствие чего надежность тормоза в работе снижается.
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является тормозное устройство, содержащее корпус с зубчатым венцом на внутренней поверхности и водило с упруго закрепленными зубчатыми сателлитами, имеющими осевые отверстия и взаимодействующие с зубчатым венцом корпуса (2) .
Недостатком данного устройства является возможность неравномерного распределения сателлитов относительно вращающегося нала и возникновения ЗО дополнительных динамических нагрузок на валу, Цель изобретения — повышение надежности работы тормоза.
Поставленная цель достигается тем, что тормоз содержащий корпус с зубчатым венцом на внутренней поверхности и водило с упруго закрепленными зубчатыми сателлитами, имеющими осевые отверстия, корпус снабжен дополнительным зубчатым венцом, имеющим возможность поворота. Водило выполнено в виде поводка с осями, размещенными в осевых отверстиях с зазором. Оси имеют фрикционные поверхности, взаимодействующие с поверхностями стенок отверстий.
На фиг. 1 схематически изображен предлагаемый тормоз; фиг. 2 — раз-:. рез A-A на фиг. 1 фиг. 3 — разрез
Б-Б на фиг, 1.
Тормоз содержит установленные в корпусе 1 зубчатые венцы неподвижное
2 и поворотное 3 от привода (не показаны), водило 4 с сателлитами 5, подпружиненными к осям 6 с фрикционным покрытием 7 пружинами 8. Оси 6 закреплены в водиле 4. Соосность зубьев венцов 2 и 3 осуществляетcÿ
863926 прижимом выступа 9 на зубчатом венце 3 пружиной 10 к уступу корпуса 1.
Число сателлитов 5 в водиле 4 не менее двух, при этом они расположены равномерно по окружности, чтобы воздействующие на сателлиты 5 радиальные усилия, сходясь на оси водила, взаимно уравновешивались.
Тормоз работает следующим образом.
При вращении водила 4 сателлиты
5, взаимодействуя с зубчатыми венцами 2 и s, вращаются вокруг осей 6.
Для торможения выступ 9 отодвигают приводом (не показан) от уступа корпуса 1, растягивая пружину 10. Зубья венца 3 смещаются относительно зубьев венца 2. Возникают радиальные силовые воздействия зубьев венцов 2 и 3 на находящиеся в зацеплении с ними зубья сателлитов 5, направление к оси водила 4 и способствующие вытеснению сателлитов 5 из зацепления в пределах зазора между сателлитом 5 и осью 6. Пружины 6 деформируются, воспринимая радиальную нагрузку, Происходит прижатие стенки отверстия сателлита 5 к фрикционному покрытию
7 . Сателлиты 5 оказываются зажатыми между осями 6 и венцами 2 и 3, водило 4 застопорено, При возврате выступа 9 в исходное положение (фиг, 2) восстанавливается соосность зубьев венцов 2 и 3, сателлиты 5 под воздействием пружин 8 устанавливаются концентрично осям 6, водило 4 получает возможность осуществлять вращение.
Высокая механическая прочность взаимодействующих между собой сателлитов и зубчатых венцов обеспечивает повышение надежности тормоза в работе.
Формула изобретения
Тормоз, содержащий корпус с зубчатым венцом на внутренней поверхности и водило с упруго закрепленными зубчатыми сателлитами, имеющими осевые отверстия и установленными с возможностью взаимодействия с зубчатым
15 венцом корпуса, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения надежности работы, корпус снабжен дополнительным зубчатым венцом, установленным с воэможностью поворота-соосно с венцом, выполненным в
gP корпусе, водило выполнено в виде поводка с осями, а сателлиты закреплены на этих осях, размещенных в осевых отверстиях сателлитов с зазором, при этом оси установлены с возможностью фрикционного взаимодействия с поверхностью стенок упомянутых осевых отверстий.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1 ° Авторское свидетельство СССР
Р 456932, кл. Г 16 Р 49/14, 1972.
2. Авторское свидетельство СССР
9 601489, кл. F 16 Р 63/00, 1977.
863926
Фиг.8 фиг.3
Составитель E . .Токмакова
Редактор Т. Гыршкан Техред M. Табакович Корректор У. Пономаренко
Заказ 77 39/54
Тираж 1009 Подписное
BHHHIIH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4


