Тормозное устройство
0 Il И С A H И E (п,827876
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (б1) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 11.03.79 (21) 2733977/25-27 с присоединением заявки № (23) Приоритет (51) M. Кл.
F 16 0 63/00
Государственный комитет (43) Опубликовано 07.05.81. Бюллетень № 17 (53) УДК 621.5921 (088.8) по делам изобретений и открытий (45) Дата опубликования описания 07.05.81 (72) Автор изобретения
С. М. Кириллов (71) Заявитель (54) ТОРМОЗНОЕ УСТРОЙСТВО
Изобретение относится к машиностроению и применяется для торможения вращательного движения.
Известно тормозное устройство, содержащее рабочий вал и взаимодействующие 5 с ним ролики, связанные с конусными головками (1).
Недостатком его является малый срок службы.
Известно также тормозное устройство, 1о содержащее опору и упругое кольцо, контактирующие через тела качения, связанные с регулировочным элементом (2).
Данное устройство является наиболее близким к изобретению по технической 15 сущности и достигаемому результату.
Недостатком его является низкие срок службы и стабильность тормозного момента.
Цель изобретения — увеличение срока 20 службы и надежности путем повышения стабильности передаваемого момента.
Для этого тормозное устройство снабжено шарнирным многозвенником, образован- 25 ным направляющими звеньями, телами качения и регулировочным элементом, ось шарнира, размещенного диаметрально противоположно регулировочно му элементу, выполнена с выступающими концами, а на 30 опоре выполнен дугообразный паз под ось шарнира.
На фиг. 1 показано предлагаемое тормозное устройство; на фиг. 2 — разрез А — А фиг. 1.
Устройство содержит опору 1 и рабочий вал 2, который охватывает упругое кольцо 3. Между внутренней поверхностью кольца 3 и валом 2 расположен эластичный элемент А кольцевой формы. С упругим кольцом 3 взаимодействуют тела качения 5, установленные в узлах (кроме двух узлов) многозвенника б с шарнирным соединением в узлах, один из которых — узел
7 (без тела качения) — размещен в регулировочном элементе 8, в другом расположенном напротив него узле 9 средней частью установлена ось с выступающими концами — штырь 10. На опоре 1 радиусом дуги с центром в диаметрально противоположно размещенном шарнирне узла 7 выполнен дугообразный паз 11; концы штыря
10 установлены в дугообразном пазу 11 и могут свободно перемещаться.
При вращении вала 2 тела качения 5 вызывают круговую упругую деформацию кольца 3 и эластичного элемента 4. Усилие упругой деформации кольца и эластичного элемента является усилием сопротивления вращению вала.
827876
Составитель И. Яцунов
Техред А. Камышникова
Корректоры: Л. Слепая и Е. Осипова
Редактор Г. Бельская
Заказ 743/16 Изд. № 333 Тираж 1007 Подписное
НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений н открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2
Тормозной момент регулируется регулировочным элементом 8, с помощью которого многозвенник, закрепленный в опоре штырем 10, растягивается и обжимает упругое кольцо 3 (а следовательно, и ра- 5 бочий вал) телами качения 5, заставляя
его деформироваться, чем вызывается упругая деформация кольца 3 и эластичного элемента при вращени вала 2.!
О
Предлагаемое устройство повышает стабильность тормозного момента и увеличивает срок службы, так как многозвенник вместе с телами качения, обжимающими рабочий вал с определенным усилием, 15 может вращаться с центром в узле 7 многозвенника, а штырем 10 перемещаться по пазу 11, в результате чего геометрия многозвенника не нарушается, что позволяет компенсировать наличие биения у рабоче- 20 го колеса, эластичного элемента и упругого элемента, которые возникают за счет допусков на изготовление и установку названных деталей (многозвенник будет отслеживать биение последних), при этом 25 вал не испытывает изгибающего момента, а тела качения с одинаковым усилием воздействуют на рабочий вал.
Формула изобретения
Тормозное устройство, содержащее опору, упругое кольцо, взаимодействующее через установленные на осях тела качения с направляющими звеньями, и регулировочный элемент, отл ич а ющи йся тем, что, с целью увеличения срока службы и надежности путем повышения стабильности тормозного момента, оно снабжено шарнирным многозвенником, образованным направляющими звеньями, телами качения и регулировочным элементом, ось шарнира, размещенного диаметрально противоположно регулировочно му элементу, выполнена с выступающими концами, а на опоре выполнен дугообразный паз под ось шарнира.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 522359, кл. F 16 D 63/00, 1975.
2. Авторское свидетельство СССР № 626281, кл. F 16 0 63/00, 1976 (прототип).

