Способ подготовки нефтяных и природных газов к транспорту
О П И С А Н И Е (ц861896
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советскик
Социапистичесиик
Рес убпии (61 ) Дополнительное к авт. с вид-ву
Ф3 (Si)N. К.я.
F 25 1/00 (22) Заявлено 22. 08. 77 (21) 2523259/23-26 с с присоеднненйем заявки М
Веуднранннны1 кеинтат
ВСТР
an таам нзабретений и еткрмтн1 (23) Приоритет
Опубликовано 07.09.81 Бюллетень РВ 33 (SS) УДК 66.073. . 2 (088. 8) Дата опубликования описания 17.09.81 (72) Автор изобретения
Г.И.Бурлаченко
1,:.::.:
Коми филиал Всесоюзного научно-исслфдоЪательекого института природных газов Министерства газовой промышленности СССР (7! ) Заявитель (&4) СПОСОБ ПОДГОТОВКИ НЕФТЯНЫХ И ПРИРОДНЫХ
ГАЗОВ К ТРАНСПОРТУ
Изобретение относится к способам подготовки нефтяных и природных газов к транспорту и может найти применение в нефтяной и газовой отраслях промышленности.
Известен способ подготовки природных газов к транспорту путем час-. тичной конденсации газа при температуре(-ДО®8 С введением в поток сырого газа 1-3 об.% пропана и бутанов для . выделения из газа пентановой фрак10 ции 11 ).
Основным недостатком этого способа является то, что в нем не решается задача сжижения газа с целью
15 транспорта в сжиженном состоянии.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является способ подготовки нефтяных и природных газов к траи".
20 спорту, включающий смешение газа с циркулирующими этан-пропан-бутан-пентановыми газами, охлаждение водой или воздухом, конденсацию тяжелых
2 углеводородов при 10-50оС смешением с циркулирующими газами, ° сжижение: и транспорт при температурах(-)90 (-)120 С (.2 1.
Основным недостатком этого способа является высокая стоимость и большие металловложения и энергоэзтраты процесса подготовки.
Целью изобретения является удешевт, ление процесса подготовки газа.
Поставленная цель достигается способом подготовки нефтяных и природных газов. к транспорту в сжиженного состоянии, включающий смешение газа < с циркулирующими этан-пропан-бутанпентановыми газами, охлаждение водой или воздухом и конденсацию тяжелых углеводородов, в котором исходный газ разделяют иа два потока в соот-. ношении 0,3-0,5 : 0,7-0,5, первый из которых подают в трубопровод для транспорта, а второй охлаждают, выделяют из него этан-пропан-бутан-пен861896 4 теплообменнике обратным поток rasa, выходящим из верхней части колонны.
Охлажденную смесь углеводородных газов при помощи клапана подают в колонну. Давление в колонне 3-6 кгс/см.
Верхние тарелки колонны орошают газом, несконденсированным в воздушном конденсаторе, который из емкости по- ступает в трубы теплообменника, где охлаждается и конденсируется. Чистые газы отбираются из верхней части коз лонны для энергетических потребностей
2 м промысла. При помощи клапана сконденсированные газы подают в колонну.
Отбор газа из верхней части колонны для энергетических потребностей регулируют клапаном, а газы, направляе мые в газопровод через теплообменникпри помощи клапана. Нижний продукт колонны отводят в жидком виде на при- ем насоса и через клапан подают на, смешение с исходным газом. Часть нижнего продукта колонны в газообразном х,состоянии через клапан подают в промежуточную ступень компрессора для смешения с исходным газом. Количество нижнего продукта колонны, отбираеМого в газообразном состоянии, зависит от холода - производительности зо установки и составляет 10-15Х от исходного газа.
При нагнетании сухого газа в пласт для интенсификации добычи нефти давления испарения повышают до 30 кгс/см. есь Высокое давление испарения — 30кгс/.м позволяет снизить затраты на компримирование и нагнетание газа в пласт.
Формула изобретения тан и подают их на смешение с первым потоком перед транспортом.
При этом транспорт газа ведут под давлением 65-90 кгс/см и температу2. ре от(-)10 до(+фОоС.
Также выделение этан-пропан-бутанпентанов осуществляют под давлением
2-30 кгс/см.
Данный способ позволяет в 4,5 раза сни зить капиталовложения на строительство газопроводов.
Пример. Исходный нефтяной га сжижают в компрессоре до 35-40 кгс/с и с температурой 130 С направляют в воздушный конденсатор под давлением 40 кгс/см смесь газов практичес
2 ки полностью конденсируется и их подают насосом в поток газа перед конденсатором.
Сконденсираванные газы из воздушного конденсатора поступают в емкость для отделения воды, которую отводят через клапан.
В зимний период в северных района температуру газа в воздушных конден саторах понижают до(-)10 С, а для пре а дупреждения образования гидратов в поток газа вводят метанол.
После отделения сконденсированнои воды в сжиженную смесь газов через клапан вводят метанол для растворения остатков сконденсированной влаги
В емкости отделения раствор метанол в воде, который удаляют через клапа
Из емкости через вентиль насосом см углеводородных газов, в которой пол ностьюсодержится выработкауглеводор ных газов С -С, подают в трубопровод для транспорта под давлением 6590 кгс/см. Количество газов, направляемых для транспорта в сжиженном состоянии, составляет 30-5ОХ от исходного газа, в том числе углеводородные газы пропан-бутан-пентаны 90-95Х от количества их в исходном газе.
Вторую часть смеси углеводородных газов этан-пропан-бутан-пентаны и легких компонентов направляют для разделения. Количество ее определяется необходимостью выделения углеводородных
50 газов этан-пропан-бутан-пентаны для смещения с исходным газом с целью конденсации при температурах от(}10 С (a зимний период) до(+)50 С. Это коли" чество зависит от состава исходного
rasa и составляет 50-70Х сконденси55 рованной смеси газов.
Сконденсированная смесь газов охлаждается испаряющей смесью газов в
При испарении газа под давлением
30 кгс/сРтемпература повышается до (-)40 С, что приведет к повышению содержания углеводородов этан-пропан-бутаны в сухом газе. При этом учитывается, что газ, нагнетаемый в пласт, извлекается совместно с нефтью. При подаче сухого газа в магистральный газопровод давление испарения сконденсированных газов поддерживают в пределах 12-15 кгс/см, Я температура (-)70 Ñ.
1. Способ подготовки нефтяных и природных газов к транспорту в сжиженном состоянни, включающий смешение газа с циркулирующими этан-пропанбутан"пентановыми газами, охлаждение водой или воздухом и конденсацию тяжеоб)096
Составитедь Е. Корниенко
Редактор Н. Потапова Техред А. Бабинец Корректор .С. Н)омак .
Заказ 6514/31 Тираж 566 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушекая наб., д. 4/5 филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4
5 лых углеводородов, о т л и ч а ю- шийся тем, что, с целью удешевле : ния процесса, исходный газ разделя" ют на два потока в соотношении 0,30,5 : 0,7-0,5, первый из которых пода- ют в трубопровод для транспорта, а второй охлаждают,,выделяют из него этан-пропан-бутан-пентаны и подают их на смешение с первым потоком перед транспортом. о
2. Способ поп. 1, отличаюшийся тем, что транспорт газа
6 ведут под давлением 65-90 кгс/смЯи температуре от (-) )О до (+) SO С.
3. Способ по п.1 и 2, о т л ич а ю шийся тем, что выделение этан-пропан-бутан-нентанов осуществляют под давлением 2-30 кгс/см.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1 ° Патент Англии ¹ 1275260, кл. F 4 F 24.05.72.
2. Авторское свидетельство СССР № 317873, кл. F 25 У l/00, от
13. 10.69 (прототип).


