Стенд для ударных испытаний зубьев зубчатых колес на изгиб
Союз Советских
Социалистических
Республик
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВ ИТИЛЬСТВУ,1ц859848 (61) Дополнительное к авт. сеид-ву—
{22) Заявлено 061279 (21)2848221/25-28 с присоединением заявки М(23) Приоритет
Опубликовано 300881. Бюллетень Й932
Дата опубликования описания 300831
<я)м. к.
6 01 М 13/02
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621. 833 (088.8) (72) Авторы изобретения
И.Ф.Уркумбаев, С.A. Алиев и lO.Н. Курляндский
Джамбульский гидромелиоративно-строительный институт. (71) Заявитель (54) СТЕНД ДЛЯ УДАРНЫХ HCHEJTAHHA ЗУБЬЕВ ЗУБЧАТЫХ
КОЛЕС HA ИЗГИБ
Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано прн ударно-усталостных испытаниях зубьев зубчатых колес силовых передач на изгиб.
Известен стенд для ударных испытаний зубьев зубчатых колес на изгиб, содержащий привод, корпус, размещенную в нем опору, закрепленный в последней торсионный шлицевой вал, предназначенный для установки испытуемых колес, нагружающий и упругий элементы $1J.
Недостаток известного стенда заклю/5 дается в том, что он, не обеспечивает при испытаниях постоянство соэдавфьемой нагрузки для каждого зуба испытуемого колеса.
Цель изобретения — повыаение точ- 20 ности создаваемых нагрузок.
Указанная цель достигается твм, что стенд снабжен установленньаи в корпусе с воэможностью поворота вокруг оси дополнительным шлицевым валом 25 на одном конце которого размещен нагружакщий элемент, установленным на другом его конце составным двуплечим угловым рычагом, одно плечо которого соединено с упругим элементом, и 30 кинематнчески связанным с приводом кулачком, взаимодейатвукщим с другим плечом рычага.
Кроме того, плечи углового рычага связаны друг с другом с воэможностью регулировки угла между ними, опора установлена с воэможностью перемещения в радиальном направлении к осн дополнительного вала, а нагружакщий элемент представляет собой зубчатое колесо с инерционной массой.
На фиг. 1 изображен предлагаемый стенд; на фиг. 2 - разрез A-A на фнг. 1; на фиг. 3 - разрез Б-Б на фиг. 2.
Стенд содержит корпус, который состоит из основания 1 и верхней стойки 2. Испытуемое зубчатое колесо .3 закрепляется на конце торсионного шлицввого вала 4, установленного в подвижной опоре, выполненной в виде кронштейна 5. Взаимодействующий с испытуезаам колесом 3 нагружающий элемент, выполненный в виде зубчатого колеса 6 с инерционной массой, установлен на одном конце шлицевого вала 7, на другом конце которого крепится, например, одно из плеч 8 составного двуплечвго углово го рычага, шарнирно соединенное с
859848 толкателем 9 упругсгс элемента, например пружины 10, установленной н качающейся обойме 11. Другое плечо 12 составного рычага, например, выполненное Г-образным, установлено ,на соосной валу 7 дополнительной оси
13, которая расположена в подшипниках 14 узла 15, укрепленного на основании 1. Установленный на Г-образном плече 12 с возможностью поворота вокруг оси 16 ролик 17 контактирует с рабочим профилем кулачка 18, закрепленного на налу 19, который размещен в верхней стойке 2. Ременная передача привода, состоящая из ведущего шкива 20, установленного на валу электродвигателя 21, ведомого шки- 1$ ва 22, установленного на валу 19 и выполняющего роль дополнительной инерционной массы, и гибкой связи 23 кинематически связывает приводной электродвигатель 21 и кулачок 18. 20
Вал 7 установлен в подшипниках 24 узла 15. Торсионный нал 4 со стороны установки испытуемого зубчатогo колеса 3 имеет нозмо>хность свободного поворота относительно кронштейна 5, а другой конец его жестко зафиксирован. С целью обеспечения возмо>кности совершения поворотов несколько зубьев зубчатого колеса б на участке периметра, перемещающемся при повороте мимо нагружаемого зуба ЗО испытуемого зубчатого колеса 3, срезаны. Болты 25 связывают кронштейн 5 с основанием 1, а резьбоной упор 26плечи 8 и 12 составного двуплечего углснсгс рычага. 3S
Сте нд работает следующим образом.
Для обеспечения свободного выхода из з ацепления зуба колеса б на испы уемом зубчатом колесе 3 срезают один-дна зуба, смежных с нагружае- 10
>лы>л, ". устанавливают его на торсионном шлицевом валу 4. Включают электродвигатель 21, вращение от которого через шкив 20, гибкую связь 23 и шкив 22 передается кулачку 18. Холос- р5 той и рабочий понороты ударного
:>óî÷àrñão колеса 6 совершаются при обегании роликом 17 соответственно восходящей (удаляющейся от оси) и нисходящей (приближающейся к оси 5О вращения) части рабочего профиля кулачка 18 ° Впадины кулачка 18 выполнены несколько более глубокими, ем необходимо для совершения удара н конце рабочего поворота, 55 и п;>а остановке зубчатого колеса 6 удара . контакт ме>хду. роликами 17 и кулачком 18 прерывается на время, зависящее от скорости вращения кулачка 18 и ограниченное с целью предотвращения повторных ударов 60 в результате послеударного отскока, размерами и профилем впадины кулачка 18. Заданная скорость удара обеспечивается изменением скорости вращения к>лачка 18, выбором диамет- 45 ра сменных шкивов 20 и 22, а также подбором рабочего профиля кулачка 18, варьируя углом между касательной к профилю и нормалью к радиусу кулачка 18 в точке, в которой время контакта кулачка 18 с роликом 17 совпадает со временем ударй:, Плавное изменение этого угла вдоль периферии кулачка 18 обеспечивает высокую точность задания скорости и энергии ударов даже при наличии возможных в рЕзультате неточностей изготовления радиальных отклонений профиля. Изменение ме>хцентрового расстояния между исп>туемым 3 и нагружающим б колесами обеспечивается вращением болтов
25, которые перемещают кронштейн 5 по основанию 1. Резьбоным упором 26 регулируется относительное положение плеч 8 и 12 рычага в момент удара и обеспечивается требуемое взаимосвязанное положение плеч 8 и 12 рычага, шлицев и зубьев колеса б.
Предлагаемая конструкция стенда позволяет регулировать с требуемой точностью скорость удара и взаимное положение контактирующих поверхностей испытуемого зуба и зуба нагружающего колеса, тем самым обеспечивая повышение точности создаваемых нагрузок.
Формула изобретения
1. Стенд для ударных испытаний зубьев зубчатых колес н а из гиб, содержащий привод, корпус, размещенную н нем опору, закрепленный в последней торсионный шлицевой вал, предназначенный для, установки испытуемых колес, нагружающий и упругий элементы, о т л на ю шийся тем, что, с целью повышения точности создаваемых нагрузок, он снабжен установленным в корпусе с возможностью поворота вокруг оси дополнительным шлицевым валом, на одном конце которого размещен нагружающий элемент, установленным на другом его конце составным двуплечим угловым рычагом, одно плечо которого соединено с упругим элементом, и кинематически связанным с приводом кулачком, взаимодействукщим с другим плечом рычага.
2. Стенд по п.1, о т л и ч а юшийся тем, что плечи углового рычага связаны друг с другом с возможностью регулировки угла между ними, опора установлена с возможностью перемещения в радиальном направлении к оси дополнительного вала, а нагружающий элемент представляет собой зубчатое колесо с инерционной массой.
Источники информации принятые во внимание при экспертизе
1. Цой О.A. Методика исследования ударно-усталостной изгибной прочности зубчатых колес. — Сб."Механизация гидромелиоративных работ. Труды (ТИИИМСХ. Ташкент, 1977 (прототип) .
859848
Составитель Ю. Красненко
Техред Ж. Кастелевич Корректор Г. Решетник
Редактор А.Лежнина
Тираж 907 Подписное
BHHHIIH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 7535/63
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4