Устройство для измерения зазора
(72) Автор. язобретеняя
В. В. Яшин
/
f
l (7l ) Заявнтель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ЗАЗОРА
Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для исследования пар жидкостного трения скольжения.
Известны устройства для измерения зазора емкостного типа для исследования пар жидкостного трения скольжения. содержащее электроды, расположенные на поверхностях контртел пар (I 1.
Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является устрой- ство для измерения зазора в парах жидкостного трения с системой принудительной подачи смазки содержащее емкостной датчик с размещаемыми на поверхностнях трения заподлицо с ниии электродами (2).
В качестве одного из электродов может быть использована металлическая поверхность контр*ела пары трения
36 скольжения.
Недостатком данных устройств является погрешность измерения, обусловленная изменением диэлектрической проницаемости среды, разделяющей электроды „в случае разрыва (кавитеции) маслякой пленки, при неизменном расстоянии между электродами.
Цель изобретения — повышение точности измерения зазора в парах жидкостного трения скольжения емкостям методом, Данная цель достигается тем, что, в одном из электродов датчика выполнен сквозной канал, соединяемый с системой принудительной подачи смазки в процессе измерения.
На чертеже схематично изображено устройство для измерения зазора или толщины масляной краски в подшипнике жидкостного трения скольжения.
Устройство содержит емкостной датчик, один электрод 1 которого установлен в теле подшипника 2 заподлнцо с его внутренней поверхностьш и изолирован от него диэлектрическим кор,пусом 3. В качестве второго электрода 4 используется вал. Подшипник снабжен
Формула изобретения аз 7530/61
Подписное
3 85 системой 5 смазки 6, заполняющей зазор между валом и корпусом подшипника. Регистрирующая аппаратура 7 подключена к электродам 1 и 4 датчика.
В электроде I выполнен сквозной канал 8, соединенный трубопроводом 9 с коллектором 10 системы 5 смазки подшипника. Установленный на трубопроводе 9 запорный вентиль 11 обеспечивает принудительную подачу смазки иэ системы 5 в зазор подшипника непосредственно в процессе измерения, Устройство работает следукншнм образом.
В процессе работы пары жидкостного трения вал 4 отделен от корпуса подшипника 2, а следовательно, и от электрода 1 слоем смазочной жидкости
6, что позволяет контролировать зазор между поверхностями контртел с помощью регистрирующей аппаратуры 7.
Для исключения ошибки при измерении зазора, обусловленной возможностью возникновения кавитации слоя смазочной жидкости 6 в зоне измерения, открывают вентиль ll на трубопроводе 9,.
При этом, если давление в слое смазочной жидкости 6 над электродом 1 понижается, что предшествует разрыву слоя смазочной жидкости, из сквозного канала 8 в зазор между электродамн
1 и 4 емкостного датчика начнет пос9802 1 тупать смазочная жидкость 6. Поступ" ление смазочной жидкости в зазор предотвращает разрыв смазочного слоя и обеспечит бесперебойный контроль зазора в подшипнике без погрешности, обусловленной кавитацией.
Устройство для измерения зазора о в парах жидкостиого трения с системой принудительной подачи смазки, содержащее емкостной датчик с размещаемыми на поверхностях трения заподхп цо с ними электродами, о т л и—
15 ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности измерения зазора, в одном из электродов датчика выполнен сквозной кайал, соединяемый с системой принудительной подачи смазки в процессе измерения.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Goodwin G. P Holms R. On the
continuous mon i tor1ng of oi l film
thikness n engine bearing. 1978, р. 192, 371-376.
2, Конднр Д.С,, Иедвинский И.А., Зоммер Э.Ф. "Новый метод экспериментального исследования подшипников скольжения", -."Вестник машиностроения", 1955, li3 (прототип).
Филиал ППП "Патент",,г. Ужгород,ул.Проектная,4

