Электрическая машина
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик (tl)858182
Х АВТОРСКОМУ СВИ ЕТЫЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. сеид-ву— 22) Заявлено 140879 (21) 2810115/24-07 с присоединением заявки ¹â€” (23) Приоритет
Опубликовано 230881. Бюллетень № 31
Дата опубликования описания 230881 (51) М. КЛ.8
Н 02 К 9/08
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621 313 ,713(088.8) (72) Автор изобретенля
Н.А.Куцын (71) Заявитель (54) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электрических машинах переменного то-. ка с внутренней циркуляцией хладаген- 5 та.
Известна электрическая машина с внутренней циркуляцией воздуха, Содержащая вентиляторы, подшипниковые щи- ты, обмотку статора с лобовыми частя- 1п ми и перегородки,.расположенные между лобовыми частями обмотки и подшипниковыми щитами (1J.
Недостаток такой конструкции маши ны заключается в том, что из-за нали 15 чия больших воздушных промежутков между подшипниковыми щитами и перего- родками и между лобовыми частями обмотки статора и укаэанными перегород хами, общая длина которых достигает 20
220 - 290 мм, значительно увеличиваются габариты и масса электрической машины.
Наиболее близкой к предлагаемой является электрическая машина с внут- 25 ренней циркуляцией хладагента, содержащая подшипниковые щиты и обмотку статора с концевыми элементами, одним из которых являются головки лобовой части, а другим концевым эле- 30 ментом является узел электрических соединений обмотки (21.
Недостаток такой конструкции машины заключается в том, что из-за наличия на одной стороне лобовой части обмотки статора схемы соединений обмотки, дЛина которой достигает 50-.
60 мм и более, схема внутренней вентиляции машины получается неСимметричной, в результате чего снижается расход внутреннего воздуха через машину и повышается нагрев обмотки и сердечника статора. Кроме того, несимметричность схемы вентиляции в машине приводит к неравномерному нагреванию обмотки статора, увеличивает вентиляционные потери, снижает интен сивность работы теплообменника.
Цель изобретения — повышение интенсивности охлаждения электрической машины путем обеспечения равномерного охлаждения обмотки статора.
Поставленная цель достигается тем, что концевые элементы обмотки статора установлены от подшипниковых щитов на расстояниях, определяемых из
L( соотношения --„ = 1,5 †: 2,0, - г.
858182 где L - расстояние от подшипникового щита до головок лобовой части обмотки статора; расстояние от противоположного подшипникового щита до схемы соединений обмотки статора.
На чертеже изображена электрическая машина, продольный разрез.
Электрическая машина имеет вентиляторы 1 внутренней циркуляции хладагента, подшипниковые щиты 2 и 3, обмотку 4 статора 5, одним из концевых элементов которой являются головки 6 лобовой части 7, а другим концевым элементом является узел электрических соединений 8, расположенный на 15 противоположной стороне 9 обмотки.
Концевые элементы 6 и 8 обмотки 4 статора 5 установлены от подшипниковых щитов 2 и 3 на расстояниях, определяемых из соотношения 20 1,5 -, 2,0, 1. где L — расстояние от подшипникового щита 2 до головок 6 лобовой части 7 обмотки 4 статора 5; расстояние от противополож2. ного подшипникового щита 3 до узла 8 электрических соединений обмотки 4 статора 5
Камеры 10 и 11 лобовых частей обмотки 4 статора 5 сообщаются с камерой 12, расположенной между спинкой статора 5 и цилиндрической гильзой
13 теплообменника 14, а межтрубное пространство 15 теплообменника 14 с промежуточными камерами 16 и 17, ðàñположенными между подининниковыми щитами 2 и 3 и перегородками 18 и 19, установленными над лобовыми частями обмотки 4 статора 5. Аксиальные вен- 4О тиляционные каналы 20 рот ра 21 сообщаются с камерой 12 через радиальные вентиляционные каналы 22 ротора 21, воздушный зазор 23 машины и радиальные вентиляционные каналы 24 статора
5. Камера 12 сообщается с межтрубным пространством 15 теплообменника 14 через щель 25 цилиндрической гильзы
13.
Вентиляторы 1 установлены на валу ®
26 ротора 21 под лобовыми частями
7 и 9 обмотки 4 статора 5. По трубкам теплообменника 14 прогоняется наружный воздух вентилятором 27.
Как видно, выходящий из вентиляторов 1 хладагент поступает в аксиальные вентиляционные каналы 20 ротора 21 и камеры 10 и 11 лобовых частей
7 и 9 обмотки 4 статора 5. Затем из камер 10 и 11 и аксиальных каналов
20 ротора 21 струи потока хладагента попадают в камеру 12. Из аксиальных каналов ротора в камеру 12 хладагент попадает через радиальные вентиляционные каналы 22 ротора 21, воздушный зазор 23 машины и радиальные вентиляционные каналы 24 статора 5.
Из камеры 12 хладагент поступает в межтрубное пространство 15 теплообменника 14 через щель 25 цилиндрической гильзы 13, откуда через промежуточные камеры 16 и 17 поток хладагента поступает в вентиляторы 1.
Предложенная конструкция позволя-. ет также повысить КПД и эксплуатацион-, ную надежность электрической машины, Формула изобретения
Электрическая машина с внутренней циркуляцией халадагента, содержащая подшипниковые щиты и обмотку статора, имеющая обращенные к одному из подшипниковых щитов головки лобовых частей и обращенный к другому подшипниковому щиту узел электрических соединений обмотки, отличающаяся тем, что, с целью повышения интенсивности охлаждения путем обеспечения равномерного охлаждения обмотки, упомянутые головки лобовых частей и узел электрических соединений обмотки установлены от подшипниковых щитов íà расстояниях, определяемых из соотношения
1,5 †: 2,0, 4 где L — расстояние от одного из подшипниковых щитов до обращенных к нему головок лобовых частей расстояние от другого под2 шипникового щита до узла электрических соединений обмоток.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
Р 514392, кл. Н 02 К 9/04, 1976.
2. Авторское свидетельство СССР
Р 375735, кл. Н 02 К 9/04, 1973.
858182
И t9 ю зrs д
° В
Ъакаэ 7263/89 тиран 73д Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам иэобретений и отИрытий
113035, Москва, М-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r. Уагород, ул. Проектная, 4
Составитель Л. Карцева
Редактор Н.Лазаренко Техред A A Корректор Ю. Макаренко