Фрикционный механизм с неортогональ-ными пересекающимися осями
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советскмк
Социалистических
Рес уб (6t ) Дополнительное к авт. свил-ву(22) Заявлено 1 7. 05. 79 (21) 2777390/25-28 с присоелинением заявки .%— (23) Приоритет 3 (53)M. Кл.
F )6 Н 25/20
Гавударстввииый квмитет
СССР (53) УД1(621. 833 (088.8) ао делам изобретений и открытий
Опубликовано 23.07.81 ° Бюллетень М 27
Дата опубликования описания 24.07 .81 (72) Авторы изобретения
В. П. Прохоров и Н. И. Прохорова
Всесоюзный заочный машиностроительный институт (7l) Заявитель (54) ФРИКЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ С НЕОРТОГОНАЛЬНЫМИ
ПЕРЕСЕКА1001ИМИСЯ ОСЯМИ передачи.
Изобретение относится к общему машиностроению, в частности к механизмам для преобразования вращательного движения ведущего звена в винтовое движение ведомого звена, и может быть использовано в качестве механизмов намоточньгх станков в электровакуумном производстве.
Известен трехзвенный механизм
10 фрикционных конических колес с внешним касанием и ортогональными осями, содержащий ведущее фрикционное коническое колесо, вращающееся вокург неподвижной оси,и взаимодействующее с ним ведомое фрикционное коническое колесо, а также вращающееся вокруг неподвижной оси (1).
Однако в этом механизме вращательное движение ведущего звена преобразуется только во вращательное движение ведомого звена, что ограничивает кинематические воэможности Наиболее близким к изобретению о технической сущности и достигаемому эффекту является фрикционный механизм с неортогональными пересекающимися осями, содержащий ведущее звено, вращающееся вокруг неподвижной оси, и ведомое звено, совершающее винтовое движение вокруг и вдоль своей неподвижной оси f2).
Однако известный механизм не обеспечивает повышение долговечности и
КПД путем исключения скольжения активных поверхностей звеньев друг относительно друга.
Цель изобретения — повышение долговечности и КПД путем исключения скольжения активных поверхностей звеньев друг относительно друга.
Указанная цель обеспечивается тем, что активная поверхность ведущего звена выполнена в виде участка гиперболоида вращения, отстоящего от его горлового сечения на расстоянии, боль1 шем радиуса этого сечения, с углом
3 наклона образующей гиперболоида к
его оси d" и радиусом горлового сеченйя а, определяемыми зависимостями
Х -OI5 2. -OII5
У=СИ"СЪ (0 - ) I»I=+(, 1) 84882) 4 энергии на трение в зоне контакта этих поверхностей.
Формула изобретения где U .- передаточное отношение;
P " параметр винтового движения ведомого звена, активная поверхность ведомого звена ц» выполнена в виде прямого конволютного геликоида с радиусом основного цилиндра, равным радиусу горлового сечения гиперболоида, а межосевой уголмеханизма равен арксекансу передаточ- 15 ного отношения.
На чертеже приведена схема предлагаемого механизма.
Фрикционный механизм содержит ве.дущее звено I с неподвижной ось вра- 20 щения 0„ 0 и ведомое звено 2 с неподвижной осью 0 0 . Активная поверхность звена 1 выйолнена в виде прямого конволютного геликоида 4, образующая которого совпадает с образующей 2s .гиперболоида 3, причем гиперболоид
3 и прямой конволютный геликоид 4 касаются по этой образующей.
При работе механизма вращение ведущего звена ) вокруг неподвижной Зо оси 0„ 0 с постоянной угловой скоростью uv ïðåoáðàçóåòñÿ во вращательное и поступательное движения ведомого звена 2 вокруг и вдоль оси 0 О, с постоянными скоростями и Ч . 35
Таким образом, примененйе предлагаемой конструкции позволяет повысить долговечность и КПД фрикционного механизма винтовой передачи вследствие исключения трения скольжения между о активными поверхностями звеньев. Долговечность повышается за счет уменьшения износа активных поверхностей, а КПД - acztegcxaae уменьшения потерь
Фрикционный механизм с неортогональными пересекающимися осями, содержащий ведущее звено, вращающееся вокруг неподвижной оси, и ведомое звено, совершающее винтовое движение вокруг и вдоль своей неподвижной оси, отличающийся тем, что, с целью повышения долго" вечности и КПД путем исключения скольжения активных поверхностей звеньев друг относительно друга, активная поверхность ведущего .звена выполнена в виде участка гиперболоида вращения, отстоящего от его горлового сечения на расстоянии, большем радиуса этого сечения, с углом наклона образующей гиперболоида к его оси Р и радиусом горлового сечения а, определяемыми зависимостями =ОГСФя (u — ); q p ()у .) -0,5
I где U — передаточное отношение;
Р— параметр винтового движения ведомого звена, активная поверхность ведомого звена выполнена в виде прямого конволютного геликоида с радиусом основного цилиндра, равным радиусу горлового сечения гиперболоида, а межосевой угол механизма равен арксекансу передаточного отношения.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
Артоболевский И.И. Механизмы
tt Il в современной технике. М., Наука
)975, т.)У, с. 288.
2. Там же, с. 290 (прототип) .
848821
Составитель А. Верховский
Редактор И. Николайчук Тех е 3. Фанта Ео ектор А. Гриценко
Заказ 6051 44 Тирак 1006 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, %-35, .Раушская наб. . 4/5
Филиал ППП Патент, г. Укгород, ул. Проектная, 4


