Механизм для преобразования вра-щательного движения
(у ) Заявитель Всесоюзный заочный машиностроительный институт" (54) МЕХАНИЗМ ДЛЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВРАЩАТЕЛЬНОГО
ДВИЖЕНИЯ и= j U< < н -"" g „) J st tt (x . t(„), 25
Изобретение относится к машиностроению, в частности к ЭубчатЫм механизмам для преобразования вращательного движения ведущего звена в вин5 товое движение ведомого звена, и может быть использовано в качестве механизмов подач металлорежущих станков, например при нарезании пазов пространственных цилиндрических кулачков,1 при шлифовании боковых поверхностей витков эвольвентных червяков °
Известен многозвенный зубчато-винтовой механизм, в котором при возвратно-качательном движении ведущего зве." на ведомое звено, кроме вращения во- 15 круг своей оси, совершает поступательное движение вдоль второй оси (1).
Известный механизм имеет недостаточно широкие функциональные возможности ° 20
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому эффекту является механизм для пре. образования вращательного движения, содержащий червяк и колесо со скрещивающимися осями (2).
Описанный механизм имеет недостаточно широкие функциональные возможности и не обеспечивает циклическое винтовое движение колеса. 30
Цель изобретения — расширение фун-. кциональных воэможностей механизма и обеспечение циклического винтового движения колеса.
Для достижения указанной цели венец колеса расположен по винтовой линии с радиусом RH цилиндрической начальной поверхности, определяемым выражением где U 2 — передаточное число меха12 низма г„- радиус начального цилиндра червяка) угол подъема винтовой линии червяка на начальной поверхности;
2. — угол скрещивания осей червяка и колеса.
Кроме того, винтовая линия выполнена замкнутой °
На чертеже приведена схема предлагаемого механизма для преобразования движения °
Механизм для, преобразования вращательного движения содержит червяк
1 с осью Ît-0 вращения и червячное
808743
Формула изобретения колесо 2 с осью 02-02 винтового движения зубья 3 которого нарезаны на цилищ рической начальной поверхности, выполненной в виде венца 4 вдоль винтовой линии, расположенного на этой цилиндрической поверхности, радиус которой опрецеляется выражением
R „(Д„ „э п p ) (Б п (E - h „) где О - передаточное число механизма, равное отношению скоростей червяка .1 и червячного колеса 2, г„ - радиус начального цилиндра червяка 1, к - угол подъема винтовой ли- 15 нии червяка 1 на начальном цилиндре угол скрещивания осей червяка 1 и червячного колеса 2. @ц хний знак относится к червяку с *равым í g правлением винтовых линий нижнмй- вЂ,с левик. Параметр винтовой линии равей параметру винтового движения чйрЪяч@рго колеса 2 и определяется отиощением скорости V2 поступательного двйженйя" - 5 червячного колеса 2 вдоль оси к угловой скорости <,>2 его вращения вокруг этой. we ocu.
Для обеспечения циклического винтового движения колеса винтовая линия может быть выполнена замкнутой.
При работе механизма вРащение червя ка 1 вокруг оси О< -0 с угловой скоростью (0< преобразуется в винтовое движение червячного колеса 2 вокруг и вдоль. оси 0 -02 с угловой скоростью (,) и скоростью поступательного движения V .
Механизм червячной передачи может быть выполнен с ортогональным или неортогональньм расположением осей. 4О
В частности, с целью увеличения коэффициента перекрытия и повьиаения нагрузочной способности передачи, угол скрещивания остей может быть выбранан равным углу наклона винтовой линии на начальной поверхности червячного колеса.
1, Механизм для преобразования вращательного движения в винтовое, содержащий червяк и колесо со скрещивающимися осями, о т л и ч а ю щ и и ся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей механизма венец колеса расположен по винтовой линии с радиусом Ry цилиндрической начальной поверхности, определяемым выражением
"н = (U< > r„.5iп R „) (min (X+ Л н), где U,2 — передаточное число механизма; .Р„ — радиус начального цилиндра червяка; угол подъема винтовой линии полосы колеса;
X. — угол скрещивания осей червяка и колеса
2. Механизм по п. 1, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью обеспечения циклического винтового движения колеса, винтовая линия выполнена замкнутой.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Артоболевский И.И. Механизмы в современной технике.
M., Наука, 1973, т.3, с.442, 2. Авторское "свидетельство СССР
Р 524031, кл. F 16 Н 25/20, 1975 (прототип1
ВНИИПИ Заказ 369/37
Тираж 1017 Подписное
Филиал ППП "Патент", r.Ужгород,ул.Проектная,4

