Буровой амортизатор
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистическмх.Республик (ii)842188 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 100774 (21) 2042696/22-03 (5Ц М. Кл с присоединением заявки ¹
Б 21 В 17/06
Государственный комитет
СССР но делам изобретений и открытий (23) Приоритет
Опубликовано 300681, Бюллетень М 24
Дата опубликования описания 300681 (53) УДК622. 24. 0Ь (088. 8) (72) Авторы изобретения
С.В. Величкович, 3.Д. Василечко и В.N. dna (71) Заявитель (54) БУРОВОЙ АМОРТИЗАТОР
Изобретение относится к бурению нефтяных и газовых скважин.
Известно, что при бурении скважин работа долота вызывает вибра5 ции, которые вредно влияют на работу забойных двигателей и резьбовых соединений бурильной колонны.
Известны амортизаторы для гашения возникающих в процессе работы долота вибраций, состоящие из корпуса и подвижного ствола, взаимодействУющих между собой через винтовую пару для. передачи крутящего момента и упругого элемента, выполненного в виде цилиндрической тонкостенной оболочки, один конец которой связан с корпусом, а другой свободен, и полость ее заполнена. эластичным наполнителем, трансформирующим продольные перемещения ствола в радиальные деформации оболочки, причем упругий элемент размещен внутренними торцами ствола и корпуса P1) .
Недостатком указанных амортизаторов является возникновение значительных сил трения между наполнителем и оболочкой и, что особенно важно, между наполнителем и стволом . Наличие этих сил трения затрудняет возврат ствола в исходное положение, ведет к и. регрузке отдельных участков упругого элемента оболочки и снижает количество энергии, отдаваемой амортизатором забою скважины, что отрицательно сказывается на показателях бурения, т.е. на эффективности работы амортизатора.
Бель изобретения — повышение эффективности работы амортизатора за счет уменьшения потерь энергии упругим элементом.
Поставленная цель достигается тем, что известный амортизатор снабже« патрубком, установленным на внутренней поверхности наполнителя свободно относительно корпуса и ствола, а часть оболочки между цилиндрическими ее участками выполнена конусной, с конусностью, увеличивающейся в сторону свободного конца оболочки.
На чертеже показан предлагаемый амортизатор, разрез.
Буровой амортизатор состоит из корпуса 1, включающего на одном конце переводник 2 для соединения с бурильной колонной, а на другом гайку 3, на внутренней поверхности которои нарезана многозаходная несамотормозящаяся трапецеидальная
842188 резьба. В гайку 3 ввернут ствол 4, имеющий в нижней части резьбу для подсоединения переводника долота.
Связь гайки 3 и ствола 4 образует узел передачи крутящего момента.
Между внутренними торцами 5 корпуса:и торцами 6 ствола размещен уп- ругий элемент, выполненный в виде наполнителя 7 и наружной тонкостенной конусной оболочки 8 ° С внутренней стороны наполнителя 7 установлен патрубок 9 свободно относительно корпуса 1 и ствола 4.
В верхней части конусная оболочка снабжена заглушкой 10 и опирается на внутренний торец 5 корпуса через упорный подшипник 11, что обеспечивает ее постоянное положение относительно корпуса, а нижний конец оболочки установлен с воэможностью еремещения относительно ствола 4.
::онусная оболочка 8 в верхней и нижней частях имеет цилиндрические участки — верхний 12 для установки заглушки 10 и нижний 13 для захода цилиндрической поверхности ствола 4, конусность оболочки 8 увеличивается в сторону свободного ее конца. Полость амортизатора герметизирована . уплотнениями 14 и 15, а нижнее уплотнение поджато ниппелем 16.
Амортизатор работает следующим образом.
После спуска амортизатора в скважину и приложения к нему осевой нагрузки и крутящего момента ствол 4, перемещаясь по виткам трапецеидальной несамотбрмозящей работы, входит в конусную оболочку 8, сжимая при этом наполнитель 7, который трансформирует осевые перемещения винта в радиальные деформации конусцой оболочки 8. При этом патрубок 9 обжимается наполнителем, вместе с которым может совершать осевые движения или вращаться вокруг оси. При снижении импульса осевой нагрузки или крутящего момента накопленная энергия конусной оболочки посредством наполнителя и ствола передается забою;.вызывая интенсивное разрушение горной породы. Выталкивание ствола из конусной оболочки, т.е. отдача накопл енной энергии забою, происходит с меньшими потерями на трение, т.е. конусное выполнение оболочки вызывает появление дополнительной вытал кивающей силы, а трение наполнителя о патрубок практически отсутствует в силу воэможности осевого перемещения патрубка, чем достигается повышение эффективности рабо15 ты амортизатора.
Формула изобретения
Щ . Буровой амортизатор, включающий корпус и ствол с узлом передачи крутящего момента и внутренними торцами, между которыми размещен упругий элемент, выполненный в виде наполнителя и тонкостенной наружной оболочки с цилиндрическими участками по концам, один из которых связан с корпусом, а другой свободный, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности его работы за счет уменьшения потерь энергии упругим элементом, он снабжен патрубком, установленным на внутренней поверхности наполнителя свободно относительно корпуса и ствола, а часть оболочки между цилиндрическими ее участками выполнена конусной с конусностью, увеличивающейся в сторону свободного конца оболочки.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
9 386122, кл. Е 21 В 17 06, 1966.
842188
17 то г
ra
Б
16
Составитель В. Родина
Редактор М. Митровка Техред Т.Маточка
Корректор Л Иван
Заказ 5002/29 Тираж 627 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам. изобретений и открытий
113035, Москва,Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Филиал ППП "Патент", r.Óærîðoä, ул.Проектная, 4.


