Необратимая реверсивная муфта
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТРРСКРМУ Св ИИЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (ui838 l 58 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) 3+>®>+H< 0511.79 (21) 2838533/25-27 (51)м. кл.з с присоединением заявки Йо
F 16 0 19/00
Государственный комнтет
СССР по делам нзобретеннй н открытнй (23) Приоритет
Опубликовано 150681, бюллетень Й9 22
Дата опубликования описания 150681 (533 УДК 6 21. 825. . 5 (088. 8) (72) Авторы изобретения
Б.С.-Г.Рябой, A.Ï.Øàòàëoà и В.С.Щербак (1) Заявитель (54) НЕОБРАТИМАЯ РЕВЕРСИВНАЯ МУФТА
Р., 1
Изобретение относится к машиностроению и может применяться для передачи вращения только с одного вала на другой.
Известны необратимые муфты, содержащие две полумуфты, размещенные в неподвижном корпусе и соединенные винтовой цилиндрической пружиной 1) .
Недостатком этой муфты являются малая нагрузочная. способность и большой люфт.
Наиболее близкой к изобретению по технической сущности и достигаемому эффекту является необратимая реверсивная муфта, содержащая установлен- тз ные в неподвижном корпусе ведущую и ведомую поводковые полумуфты с размещенными между ними подпружи- ненными заклинивающими роликами (2).
Однако эта муфта имеет недостаточную нагрузочную способность и сложную конструкцию.
Цель изобретения — повышение нагрузочной способности и упрощение конструкции.
С этой целью поводки полумуфт выполнены в виде сегментов цилиндров, обращенных друг к другу плоскими .поверхностями, пружина выполнена в .энде скобы, охватывающей ролики на которых выполнены кольцевые канавки„, при этом на плоской поверхности поводка ведущей полумуфты выполнены параллельно оси муфты цилиндричес кие канавки, взаимодействующие с роликами, пружина размещена в кольцевых канавках роликов, а диаметры роликов и корпуса связаны соотношением где 0 — внутренний диаметр корпуса;
d — диаметр роликов, f — коэффициент трения скольжения между корпусом и роликами.
На фиг.1 изображена муфта, осевой разрез; на фиг.2 — разрез А-A на фиг.1 на фиг. 3 — положение роликов при передаче движения от ведомой полумуфты, на фиг.4 — положение роликов при передаче движения от ведущей полумуфты.
Муфта содержит неподвижный корпус
1, в котором на подшипниках 2 установлены ведущая полумуфта 3 и ведомая полумуфта 4.
Ведущая поЛумуфта 3 снабжена поводком 5, выполненным в виде сегмента з цилиндрическими канавками 6. Ведо838158 (2) — =Ц4+Е 5
D 2
Фиг.2 фме. 5 мая полумуфта 4 выполнена с поводком 7 в виде сегмента цилиндра. Между поводками 5 и 7 размещены два заклинивающих ролика 8. На наружной поверхности каждого ролика 8 выполнена кольцевая канавка 9, в которой установлена пружина 10, выполненная в виде скобы, охватывающей заклинивающие ролики 8. Пру,.;ина 10 постоянно прижимает ролики 8 друг к другу.
Муфта работает следующим образом.
При вращении ведущей полумуфты 3 ролики 8 попадают в канавку поводка 5 отходят от внутренней поверхности корпуса 1 и передают вращение через поводок ведомой полумуфте 4. При передаче вращения от ведомой полумуфты
4 ролики 8 заклиниваются между собой и внутренней поверхностью корпуса 1.
Заклинивание происходит, если угол заклинивания а меньше угла трения р . 20
Для того чтобы обеспечивалась нормальная работа заклинивающих роликов 8, необходимо, чтобы угол о находился в пределах 3-6
О
Соотношение диаметра заклинивающего ролика d и внутреннего диаметра корпуса 0 определяется из треугольника ОВС следующим образом:
0С вЂ” =GUSH так как ЬС = — то DC=
« . С
I 2 30
D-d д а соЬс .= с,, откуда
t3 — сов i.
Выразив со s через tgoc, получим
D %
) = " М + ()
Приравняем tg о = tg P = f, где f — коэффициент трения скольжения между заклинивающими роликами и внутренней поверхностью корпуса. Заме- 40 нив tgQ6 íà f в выражении (1), получаем
Выражение (2) дает простое соотношение диаметров роликов и внутреннего диаметра корпуса.
Муфта имеет большой диаметр заклинивающих роликов, благодаря чему снижаются контактные напряжения и увеличивается нагруэочная способность муфты. Муфта имеет простую конструкцию, и ее целесообразно примрнять при конструировании малогабаритных устройств и механизмов.
Формула изобретения
Необратимая реверсивная муфта, содержащая установленные в неподвижном корпусе ведущую и ведомую поводковые полумуфты с размещенными между ними подпружиненными заклинивающими роликами, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью увели.— чения нагрузочной способности и упрощения конструкции, поводки полумуфт выполнены в виде сегментов цилиндров, обращенных друг к другу плоскими поверхностями, пружина выполнена в виде скобы, охватывающей ролики, на которых выполнены кольцевые канавки, при этом на плоской поверхности поводка ведущей полу. муфты выполнены параллельные оси муфты цилиндрические канавки, взаимодействующие с роликами, пружина размещена в кольцевых канавках роликов, а диаметры роликсв и корпуса связаны соотношением — = 1+Е+ 5, D где p — внутренний диаметр корпуса;
d — диаметр роликов, коэффициент трения скольжения между роликами и корпусом.
Источники информации, 1 принятые во внимание при экспертизе
1. Турпаев A.È. Самотормоэящие механизмы М,"Машиностроение" 1976, с. 139, рис. 70.
2. Там же, с 141, рис.72.
838158
Составитель 9 Абалтуоеэ
Редактор М.Циткина Техред С.Мигунова Иорректор Г..Ремвтник
Ю
Заказ 4386/46 Тирам 1006 Йодшизэюе
ВНИИПИ Государственного комитете Со."У по делам изобретений и отивеичвй
113035,Москва,З-35,Рауаская иаб., д. 4@5
Филиал ППП "Патент", r. Уагород, ул. Прсектная, 4


