Устройство для контроля знанийобучаемых
Союз Советских
Социапистических
Респубпик
Оп ИСАНИ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
830503 (61) Дополнительное к авт. свил-ву
)M. KA.
G 09 В 7/07 (22)Заявлено 08.08.79 (2! ) 2813921/18-2 с присоединением заявки №
Государственный комитет (23) Приоритет по делам иэооретений и открытий
Опубликовано 15.05.81. Бюллетень №
Дата опубликования описания 25 ° 05 ° 8
) УДК681.3. .071(088.8) 4
l с
В.У.Булавенко и Е.P.Èåëèõoâñêèé / „=.
J (72) Л вторы изобретения (7l) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
ОБУЧАЕМЫХ
Изобретение относится к учебным устройствам для контроля знаний уча щихся и может быть использовано в лекционных, практических и контроль. ных занятиях, при проверке готовности учащихся к лабораторным работам по тем курсам, где ответ может быть сформулирован достаточно кратко и конкретно в виде математического выражения или небольшого количества слов, при проверке профессиональной пригодности, а также при отработке навыков в правильной подаче штатных команд у курсантов.
Известно устройство, предназначен- 1 ное для контроля знаний обучаемых и содержащее пульты обучаемых и преподавателя, индикаторы, коммутаторы, блоки оценки, блоки ввода эталонных ответов и ответов обучаемых. Данное устройство имеет простую конструкцию (1 ).
Однако это устройство имеет ограниченные дидактические возможности при оценке профессиональной пригодности операторов автоматизированных систем управления.
Известно также устройство, являнлцееся наиболее близким к изобретению и содержащее блок управления, один из выходов которого подключен к одному из входов элемента И, блок оценки, счетчик правильных ответов, выходы которого подключены к табло индикации и блоку тамяти, входы которого соединены с первым входом запоминающего регистра сдвига и с выходами блока анализа ответов, блока ввода эталонных ответов, а выход — с первым входом блока анализа ответов, второй выход которого подключен к табло индикации, а второй вход — ко второму выходу блока ввода эталонных ответов, вход которого через линию задержки соединен со вторым выходом блока управления и вторыми входами счетчика правильных ответов и запоминакецего регист83050
15
25
40 в3 ра сдьига, последовательно соединенного с кодирующим блоком и блоком ввода ответов, выход которого соединен с третьим входом запоминающего регистра сдвига f27.
Однако такое устройство имеет ограниченные функциональные возможности, так как не вся клавиатура рабочего места учащегося используется для ввода символов,: не подчиняющихся условиям коммутативности (символов .порядок ввода которых необходимо учитывать), а только их часть.
Кроме того, поскольку клавиатура рабочего места учащегося разделена на две части, одинаковые символы могут находиться в обеих ее частях, что затрудняет набор ответа, приводя к ошибкам.
Цель изобретения — расширение дидактических возможностей устройства за счет упрощения набора ответов на.клавиатуре рабочего места учащегося, а также расширение функциона— льных возможностей устройства и повышение эффективности обучения.
Указанная цель достигается тем, что в известное устройство, содержащее последовательно включенные блок ввода ответов обучаемого, блок кодирования, первый сдвигающий регистр, первый элемент И, счетчик, блок памяти, блок. анализа ответов и табло индикации, а также блок ввода эталонных ответов, первый выход которого соединен со вторыми входами блока анализа ответов, элемент задержки, соединенный выходом со входОм блока ввода эталонных ответов, а входом — с первым выхоДом блока упра ления, а выход — со входом формирователя сигналов оценки, введены регистр номера символа и последовательно включенные второй сдвигающий 45 регистр, вторые элементы И и элемент ИЛИ, выходом соединенный с четвертым входом первого сдвигающего регистра, первый вход второго сдвигающего регистра подключен ко второму выходу блока ввода ответов обучаемого, а второй вход — к первому въеду блока управления, вторые входы вторых элементов И соединены с выходами регистра номера символа, первый вход которого подключен к первому выходу блока у-правления, а второй вход — к третьему выходу блока ввода эталонных ответов.
На чертеже .схематически изображено предлагаемое устройство.
Устройство содержит пульт 1 преподавателя и пульты 2 обучаемых. Пульт
1 преподавателя включает блок 3 ввода эталонных ответов, табло 4 индикации, блок 5 памяти и блок 6 анализа ответов. Пульт 2 содержит сдвигающий регистр 7, блок 8 ввода ответов, блок 9 кодирования, элемент И 10, счетчик 11 (правильных ответов), формирователь 12 сигналов оценки, блок 13 управления, элемент 14 задержки, блок 15 сравнения,, который содержит сдвигающий регистр
16, элементы И 17, элемент ИЛИ 18, регистр )9 (номера символа). Блок
3 и блок 8 содержат клавиатуру подобно клавиатуре пишущей машинки (не показано). Карты символов, соответствующих клавишам клавиатуры, могут быть сменными(в зависимости от содер жания занятий).
Устройство работает следующим образом.
Задав учашимся вопрос, преподаватель набирает код ответа на него с помощью клавиатуры блока 3. При этом никаких сведений об ответе преподаватель не сообщает. Учащийся самостоятельно составляет ответ на бумаге, затем нажимает кнопку "Начало работы" блока 13.
При этом регистр 7, счетчик 11, регистр 16, регистр 19 устанавливаются в исходное состояние, а сигнал, задержанный в элементе 14, поступает в блок 3 и переносит информацию, набранную преподавателем на клавиатуре, в регистр 7, в регистр 19 и в блок 5.
В регистре 19 фиксируются порядковые номера символов, не подчиняющихся условиям коммутативности (символов, порядок ввода которых необходимо учитываться, а в блоке
5 фиксируется очередное поступление с пульта 1 ответа с данным кодом.
Далее учащийся, используя клавиатуру блока 8, вводит через блок 9 полученный ответ в регистр 7. При этом код каждой клавиши, т.е. число, которое она заносит в регистр
7, вычитается из числа, ранее записанного туда с пульта 1.
Если ответ правильный, все разряды регистра оказываются в нулевом положении. При этом элемент И 10
5 8305 получает, разрешающий сигнал, подготавливающий его к прохождению сигнала от кнопки "Результат" блока 13 управления. После набора ответа учащийся нажимает эту кнопку. Сигнал от нее поступает на второй вход элемента И 101 и при наличии разрешающего сигнала с регистра 7, поступает на вход счетчика 11,, который подает сигнал на табло 4 и в
10 блок 5. В блоке 5 по этому сигналу фиксируется общее количество правильных ответов, поступивших от учашихся. Кроме того, сигнал элемента И 10 поступает на вход формирователя 12 и зажигает лампочку "Правильно" на пульте 2, Для обеспечения контроля правил ной последовательности набора символов введен блок 15, состоящий из регистра 16, элементов И 17, регистра 19 и элемента ИЛИ 18.
При введении символов, не подчиняющихся условиям коммутативности, по линии, связывающей выход элемента ИЛИ 18 с входом регистра 7, посылается сигнал на сдвиг информации в последнем на один знак. Обеспечивается это ° тем, что при наборе ответа в регистре 16 происходит сдвиг единицы в следующий разряд при каж.— дом нажатии клавиши. Причем, каждому разряду регистра 16 соответствует определенный порядковый номер симво- ла набираемого ответа. Выходы регистра 16 связаны с входами соответствующих логических элементов И 17, на вторые входы которых поступают сигналы разрешения с выходов регистра
19 подготавливающие элементы И 17
1 к прохождению единичных сигналов с выходов регистра 16 через элемент
ИЛИ 18 на вход регистра 7.
Формула изобретения
Устройство для контроля знаний обучаемых, содержащее последовательно включенные блок ввода ответов обучаемого, блок кодирования, первый сдвигающий регистр, первый элемент
И, счетчик, блок памяти, блок анализа ответов и табло индикации, а также блок ввода эталонных ответов, первый выход которого соединен со вторыми входами блока памяти и первого сдвигающего регистра, второй выход — со вторым входом блока анализа ответов, элемент задержки, соединенный выходом со входом блока ввода эталонных ответов, а входом †. с первым выходом блока управления, подключенным ко второму входу счетчика и третьему входу первого сдвигающего регистра, второй вход первого элемента И соединен со вторым выходом блока управления, а выход — со входом формирователя сигналов .оценки, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, оно содержит регистр номера символа и последовательно включенные второй сдвигающий регистр, вторые элементы
И и элемент ИЛИ, выходом соединенный с четвертым входом первого сдвигающего регистра, первый вход второго сдвигающего регистра подключен ко второму выходу блока ввода ответов обучаемого, а второй вход — к первому выходу блока управления, вторые входы вторых элементов И соединены с выходами регистра номера символа, первый вход которого подключен к первому выходу блока управ45
При наборе ответа как преподаватель, так и учащийся могут использовать. одну клавишу (один символ) несколько раз, лишь бы выполнялась последовательность ввода. После ответа учащегося на очередной вопрос, или в начале работы, преподаватель нажимает кнопку "Запрос" блока 3.
Сигнал с кнопки "Запрос" поступает в блок 6, который анализирует накопленные в блоке 5 коды ответов и правильные ответы на них, выбирает код ответа, соответствующий вопрЬсу, для которого отношение числа правильных ответов к общему чис03 6 лу раз задания вопроса преподавателем, приходящееся на одно рабочее место, минимально (наиболее трудный вопрос), и высвечивает код ответа на табло 4.
Если преподавателя не устраивает вопрос для задания учащимся с высвеченным ответом, он может нажать снова кнопку "Запрос". При этом. блок 6 высвечивает на табло 4 следующий код ответа, соответствующий вТорому по трудности вопросу и т.д.
Для установления блока 6 в исходное состояние преподаватель нажимает кнопку "Сброс" блока 3 ° г) Составитель А.Карлов
Техред А.Бабннец Корректор Е. Рошко
Редактор Н.Воловик
Заказ 2895 31 Тираж 484 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4
7 леиия, а второй вход- к третьему выходу блока ввода эталонных ответове
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
830503 8
l. Авторское свидетельство СССР
N 467395, кл. G 09 В 7/02, 1975.
2. Авторское свидетельство СССР
9 557407, кл. G 09 В 7/02, 1976 (прототип).



