Устройство для измерения скольженияасинхронного двигателя c фазным potopom
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистйческих
Реслублик но824056 (61) Дополнительное к ввт. сеид-ву (22) Заявлено 15. 03. 79 (21) 2739977/18-10 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет
G P 3/46
Государственный комитет
СССР яо делам изобретений и открытий
Опубликовано 23.04.81 Бюллетень ¹ 15 (53) УДН 531 771 (088.8) Дата опубликоваиияописания 23.04.81 (72) Автор изобретения
В.Я. Ткаченко
Московский ордена Трудового Красного Зракам инженерно-строительный институт им. В В, Куйбышева ; .-: / (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ СКОЛЬЖЕНИЯ
АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ С ФАЗНЫМ
РОТОРОМ
Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для осуществления обратной связи по скорости в приводах с асинхронным двигателем с фазным ротором.
Известны устройства для измерения скольжения асинхронного двигателя с фазным ротором, содержащие датчики тока ротора и статора, выходы которых через выпрямители и реэис-1О торы подключены последовательно с источником постоянного напряжения к измерительному прибору (1) .
Недостатком этих устройств является низкая точность при широких 15 пределах изменения напряжения на статорной обмотке и величины скольжения.
Известно также устройство для измерения скольжения асинхронного дви- 20 гателя с фаэным ротором, содержащее два трехфазных выпрямителя, резистор, двигатель постоянного тока и соединенный с валом последнего тахогене- . ратор, причем обмотка якоря двигате- 25 .ля постоянного Фока через один выпрямитель подключена к кольцам фазного ротора асинхронного двигателя, а об мотка возбуждения его через резистор и второй выпрямитель подключена 3О к статорной цепи асинхронного двигателя Г21 .
Недостатком этого устройства является конструктивная сложность и низкая точность прн широких пределах изменения напряжения статорной обмотки и величины скольжения.
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является уст- . ройство для измерения скольжения асинхронного двигателя с фаэным ро" . тором, содержащее датчик тока ротора, датчик электрических параметров статорной обмотки (датчик напряжения), включенный на выходе устройства блок деления и два усилителя-преобразователя, состоящих из последовательно соединенных фильтра нижних частот, выпрямителя и второго фильтра нижних частот, причем один усилитель-преобразователь включен между датчиком тока ротора и первым входом блока деления, а другой — между датчиком напряжения статора и вторым входом блока деления 13 .
Недостатком этого устройства является низкая точйость при широких пределах изменения величины скольжения, особенно при малых величинах сопротивлений в роторной цепи и при
824056 изменении этих сопротивлений, при котором использование этого устройства становится практически невозможным вследствие существенного снижения точности.
Цель изобретения — повышение точности измерения скольжения.
Эта цель достигается тем, что в устройвтво для измерения скольжения асинхронного двигателя с фазным ротором, содержащем резисторы в цепи ротора, датчик тока роторной обмотки, датчик электрических параметров статориой обмотки и включенный на выходе устройства блок деления, датчик электрических параметров статорной обмотки выполнен в виде датчика тока и дополнительно введены датчик напряжения, блок суммирования и блок извлечения корня квадратного из суммы квадратов входных сигналов, вход датчика напряжения подключен к резистору в цепи ротора, выход его- . к входу блока суж(ирования, ко входам блока суммирования и блока извлечения корня подключен выход датчика тока роторной обмотки, ко второму входу блока извлечения корня под.ключен датчик электрических параметров статорной обмотки, а выходы блока суммирования и блока извлечения корня подключены ко входам блока деления.
На чертеже приведена схема предлагаемого устройства.
Устройство для измерения скольжения асинхронного двигателя 1 с фазным ротором, в цепи которого включены дополнительные переменные резисторы 2, содержит датчик 3 тока роторной обмотки, датчик 4 электрически.". параметров статорной обмотки, выполненный в виде датчика тока,включенный на выходе устройства блок 5 деления, датчик 6 напряжения на дополнительных переменных резисторах
2 в цепи ротора, блок 7 суммирования и блок 8 извлечения корня квадратного из суммы квадратов входных сигналов, причем два входа последнего подключены к датчикам тока статорной 4 и роторной 3 обмоток,. а его выход соединен со входом делителя блока 5 деления, вход делимого которого соединен с выходом блока 7 суммирования, два входа которого подключены к датчику 3 тока роторной обмотки и к датчику 6 напряжения на дополнитель ных переменных резисторах 2 в цепи ротора. Блок 8 извлечения корня квадратного из суммы квадратов вход ных сигналов может быть выполнен, например, а виде операционного усилителя 9, в цепи обратной связи и на входах которого подключены нелинейные резисторы с квадратичной характеристикой (например, карборуидовые резисторы) 10-12.
Работает устройство следующим образом.
Выходные сигналы датчика 3 тока роторной обмотки и датчика 4
l тока J статорной обмотки поступают на входы блока 8 извлечения корня квадратного as суммы квадратов входных сигналов,.в результате чего
5 на выходе последнего сигнал пропорционален величине
Ф
)Q где Х и Х - приведенное к статорнои обмотке индуктивное фазное сопротивление роториой обмотки и индуктивное .
15 сопротивление цепи намагничивания.
После сложения выходных сигналов датчика 3 така 7 роторной обмотки . и датчика б напряжения 0> на дополнительных переменных резисторах 2 в цепи ротора на выходе блока 7 суммирования формируется сигнал, пропорциональный величине ! (Х„ 1йа| в
I где и — приведенное к статорной обмотке постоянное фаз ное активное сопротивление роторной обмотки.
Этот сигнал делится на выходной сигнал блока .8 и на выходе блока 5 деления формируется сигнал,пропорциональный скольжению асинхронного двигателя с фазным ротором 3 Я.1 V
Формула изобретения
Устройство для измерения скольжения асинхронного двигателя с фазным ротором, содержащее резисторы в цепи ротора, датчик тока роторной об45 мотки, датчик электрических параметров статорной обмотки и блок деления, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности измерения, датчик электрических пара50 метров статорной обмотки выполнен в виде датчика тока и в устройство введены датчик напряжения, блок суммирования.и блок извлечения корня квадратного из суммы квадратов входных сигналов, при этом-вход датчика напряжения подключен к резистору в цепи ротора, выход его — к входу блока суммирования, ко входам блока суммирования и блока извлечения корня подключен выход датчика тока роторной обмотки, ко второму входу блока извлечения корня подключен датчик элеКтричаских параметров статориой обмотки, а выходы блока суммирования н блока извлечения корня подключены ко входам блока деления.
824056
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
Составитель E. Швецов
Танкред Н.Майорош Корректор М. Коста
Редактор В. Лаэаренко
Заказ 2099/64 Тираж 907 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам. изобретений н открытий
113035, Москва, X-35, Раушская наб., д. 4/5 у «4
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная,4
1. Патент ФРГ У 1263370, .кл. 42д, 2/01, опублик. 1968.
2. Авторское
В 570839, кл. G
3. Авторское в 605171, кл. 6 (прототип). свидетельство СССР
01 P 3/00, 1976. свидетельство СССР
01 Р 3/44, 1976


