Способ автовакуумной пайки

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Севрюалнстичесних

Рклублес

К АВТОРСКОМУ СВИДНИЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. сеид-ву (5 )М. Кл,з

В 23 К 1/04 (22) Заявлено 150179 (21) 2713317/25-27 с присоединением заявки NP

Гвсудаветвевяый миятет

СССР яв аеааа изобретений я етврмтяй (23) Г3риоритет (53) УДК 621 ° 7®1. .3(083.8) Опубликовано 30.0381. Бюллетень МВ 12

Дата опубликования описания 10. 04. 81 (72) Авторы изобретения

Р

В.В.Ивон, Г.A.Òðêíååâ, A.B.Ïîïîâ, Н.В.Белоусов и Е.Г.Джансыэ (71} Заявитель (54) СПОСОБ АВТОВАКУУМНОИ ПАЛКИ

Изобретение относится к пайке и может быть использовано при автовакуумной пайке крупногабаритных дета- ° лейе

Известен способ автовакуумной пайки, прн котором припой размещают в копильнике, паяемый зазор герметиэируют по наружному контуру и производит нагрев до температуры пайки.

Это способ использует эффект рас.творения в материале деталей газов, находящихся в зазоре и обеспечивает хорошую стабильность свойств паянного.соединения за счет надежного заполнения соединительного зазора жид- !5 ким припоем.

Однако в некоторых случаях даже при достижении вакуума в соединительном зазоре, в нем могут образоватьси газы, сегрегации которых способ- 20 ствуют появлению нор и непропаев в шве паяного соединения. Так, при пай-, ке чугунным припоем еще в процессе нагрева пакета до температуры, при которой происходит растворение кис- 25 порода и азота воздуха паяемыми деталями (1000 -1100 С), а также в начальный период выдержки изделии при этой температуре, s зазоре выделяется СО и СОт. Это объясняется иалн- 30 чием на поверхности заготовки чугун-1 ного припоя свободного графита с + О = СО Ф (1)

СО + С = 2СОФ(2)

С началом расплавления заготовки припоя и в процессе эатекания его s зазор, продолжается образование и выделение СО в условиях вакуума по реакции углерода с кислородом, растворенном в чугуне С1 + 0(= СО

Количество гаэов в эаэоре значительно увеличивается в процессе эатекання расплавленного припоя в зазор в том случае, если в этот момент не достигнут достаточный вакуум. Находящийся в расплавленном чугуне во взвешенном состоянии свободный графит реагирует с кислородом воздуха по реакции (1) и далее с углекислым газом по реакции (2) .

Такая ситуация типична для про-, изводственных условий серийного изготовления крупногабаритных паяных иэделий ° В таких условиях трудно выдержать постоянным оптимальный за зор пайки (0,5-1,0 мм) по всей площади соединяемых поверхностей и ширина зазоров в некоторых местах из-,, делий может достигать 2-3 мм. Увео

816710 личенный при этом объем воздуха в зазоре не успевает раствориться эа время, установленное технологическим циклом.

Угарный и углекислый газы могут обраэовыдуться в зазоре таКже при сгорании различных маслянистых пятен ма поверхности соединяемых деталей, которые в условиях серийного производства встречаются довольно часто.

Кроме того, такие газы, как аргон, углекислый газ и др., попадают в зазор при обварке пакетов под пайку, если при этом применяются сварка в . защитной среде этих газов.

Таким образом, даже при полном 15 растворении кислорода и азота воздуха паяемыми деталями в соединительном зазоре присутствует определенное количество СО, COg, аргона или других газов, которые появились или 2() образовались в зазоре в ходе технологического цикла подготовки и пайки изделия.

Наиболее близким к предлагаемому способу является осуществление автовакуумной пайки с предварительной или сопутствующей откачкой атмосферных газов из полости соединительного зазора с помощью вакуумных насосов

Ы.

Этот способ требует значительных затрат на эксплуатацию дорогостоящих вакуумных насосов. Кроме того, в условиях группового нагрева паяемых иэделий в больших нагревательных пе чах вызывается большой расход соеди" 35 нительных трубок, а процесс герметизации соединительного зазора в условиях серийного производства (при пережиме и заварке конца соединительной трубки), ненадежен. 40

Цель изобретения — улучшение качества паяных изделий.

Поставленная цель достигается тем, что в способе автовакуумной 45 пайки, при котором припой размещают в копильнике паяемый зазор герметиэируют по наружному контуру и произ-. водят нагрев до температуры пайки верхнюю и нижнюю части паяемого эа- 5й вора соединяют дополнительным каналом, создающим возможность вытеснения припоем газов из зазора в копильник.

На чертеже изображен вертикальный ноаеречный разрез паяемого пакета.

Заготовки 1 собраны в пакет с зазором 2. В верхней части зазора выполнены копильник 3, в который поме.щают заготовку 4 припоя, максимально заполняющую полость копильника, : В теле пакета, по сварному шву 5 в 6

:нижней части полости зазора и в верхней части, у копильиика, просверлены сквозные отверстия 6 размер диаметра которых является капиллярными или близким к нему для данного при- 65 поя. Нижнюю часть полости зазора сполостью копильника связывает трубка 7 или несколько трубок,,приваренных в местах эасверловки указанных отверстий вакуум-плотным швом 5, образующих каналы, объем которых значительно меньше объема полости зазора.

Собранную таким образом заготовку нагревают и выдерживают при температуре, не ниже температуры плавления припоя. Соединительный зазор 2 между заготовками 1 заполняется припоем из копильника 3, затекающим в зазор под собственным весом прн нагреве и выдержке заготовок при .температуре плавления припоя. Удаление газов из соединительного зазора 2 проиэводИтся выдавливанием их стекающим припоем, который подобно поршню, вытесняет газы через отверстия 6 по трубке 7 в полость копильника 3. При этом объем полости зазора на несколько порядков больше объема канала в трубке, так что в последних прн нагреве будет создано разрежение и газы беспрепятственно протекают в полость копильника.

Размер отверстий 6 может быть и не капиллярным для взятого припоя, т. е. можно допустить проникновение припоя по трубкам 7 снизу вверх.

П р и и е р. Проводят высокотемпературную автовакуумную пайку биметаллических слябов, композицию которых составляют низколегированная кремнемарганцовистая сталь и среднелегированная хромникельмолибденовая сталь с соотношением слоев (их толщин) 40%+60% соответственно.

Размеры собранного биметалличес.кого пакета 200х900-1400 мм. В качестве припоя применяют серый чугун эвтектического состава по углероду.

Пакеты собирают с зазором 1,5-2,0.мм.

Обварку пакета по периметру проводят полуавтоматической сваркой в среде углекислого газа аустенитной проволокой марки Х20Н9Г7Т.

Использовали заготовку припоя диаметром 60 и длиной 800мм. В нижней части пакетов, в сварных швах, и в верхней части пакетов сверлят ряд отверстий (по 5 шт.) диаметром

1,5 мм. В местах засверловок вакуумплотным швом приваривают трубки из нержавеющей стали диаметром 4 мм, соединяющие полость нижней части зазора с полостью копильника.

Пакеты устанавливают вертикально

s нагревательной печи и подвергают нагреву по следующему термическому циклу: посадка при 1000 С, выдержка после выравнивания температуры 10 ч, подъем до 1180 С, выдержка 30 мин и затем охла.-дение с печью до 600оС.

Микро- и микроструктурный анализ продольных и поперечных темплетов, вырезанных иэ биметаллических паке816710

Составитель Ф.Конопелько

Редактор Е.Спиридонова Техред Л.Пекарь Корректор H.Ñòåö, Заказ НТ471э Тираж Б43 Подписное

ВНИИПИ Государственного ксмитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Фйлйал ППП Патент", г, Ужгород, ул. Проектная, тов, выявляет надежное заполнение зазора припоем. В металле паяного шва не обнаружены поры или непропаи.

Предлагаемый способ автовакуумирования пайки улучшает качество паяного шва, позволяет значительно сократить количество брака (до 4-5В) при производстве биметаллических пакетов, значительно упрощает и удешевляет. производство паяных крупногабаритных изделий.

Формула изобретения

Способ аотовакуумной пайки, при котором припой размещают s копильнике, паяемый зазор герметнзируют по наружному контуру и производят нагрев до температуры пайки, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью улучшения качества пайки, верхнюю .и нижнюю части паяемого зазора соединяют дополнительным каналом, создающим возможность вытеснения припоем газов из зазора в копильник.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Пузырин Л.Г., Бойко Г.А. и, Атрошенко И.Г. Автовакуумная высоко» температурная пайка. Общество "Знание" УССР. Киев, 1975.

Способ автовакуумной пайки Способ автовакуумной пайки Способ автовакуумной пайки 

 

Похожие патенты:
Изобретение относится к пайке, в частности к способам контактно-реактивной пайки конструкций из медных сплавов со стальными
Изобретение относится к пайке и может быть использовано, в частности, для изготовления композиционной мишени из тугоплавких и труднодеформируемых материалов, используемой для вакуумного нанесения тонкопленочных покрытий
Изобретение относится к пайке тонкостенных сварных конструкций, содержащих внешнюю и внутреннюю оболочки и образующие между собой полость

Изобретение относится к области пайки, в частности к способу пайки телескопических конструкций из деталей с различными коэффициентами линейного расширения, и может найти применение в различных отраслях промышленности, где требуется соединение разнородных материалов
Изобретение относится к области пайки, в частности к технологии капиллярной пайки двухслойных изделий, выполненных из разнородных материалов

Изобретение относится к области пайки изделий из стали и никелевых сплавов, преимущественно массового производства, с использованием припоя из меди
Наверх