Гидравлический синхронизатор
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Сею1 Соеетсник
Сециаликтнчесмик
Республик
К AOTOPCKOMV СВ ПВЛЬСТВУ (61) Дополнительное к аат. сеид-ау (42) Завалено 220376 (21) 2336652/25-11 ®) +" K>.
F 1.6 Н Э/12 с присоединением залаки HP (23) Приоритет .
ГесуаарственнмЯ кеиктет
СССР ве краем мзебРФФФн«Я а еткрыт«Я (53) УДК 629 ° 113. .585.1(088.8) Опубликоэано 230281 Вюллетень Йк 7
Дата опубликования описания 07, р 3. 81
1 (72) Лвтор изобретений
AеИ Сафонов (71) заявитель (54) ГИДРАНЛИЧЕСКИЙ СИНХРОНИЗАТОР
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в коробках передач, например транспортных средств, для синхронизации вращения валов и шестерен.
Известен гидравлический синхронизатор скорости вращения валов коробки передач, содержащий масляные на- ,сосы, расположенные в общем корпусе и соединенные между собой каналами, и зубчатую муфту Li .
Однако известный синхронизатор имеет сложную конструкцию и пониженную надежность из-за наличия специальных шестерен для привода насосов и необходимости иметь специальные приспособления для его включения.
Целью изобретения является повышение надежности и упрощение, конструкции синхронизатора.
Поставленная цель достигается тем, что входные и выходные каналы масляных насосов соединены между собой через жиклер, а с картером коробки передач †. через отверстия, расположенные на шлнцах синхронизируе.мого вала, на котором установлена зубчатая муфта.
На чертеже представлен гидравлический синхронизатор.
Синхронизатор установлен на валу
1, на котором на подшипниках 2 и 3 установлена шестерня 4. В полостях шестерни 4 на осях 5 вращаются шестерни 6, котор е сцеплены с шестерней
7, закрепленной на валу 1. Полости шестерни 4 закрыты крышкой 8. Шестерни 6 и 7 образуют систему шестеренчатых насосов. По шпицам вала 1 перемещается зубчатая муфта 9 при помощи вилки 10. Полости 11 шестеренчатых насосов. соединены с кольцевой проточкой 12 в крышке 8, а в полости
13 соединены с кольцевой проточкой
15 14 в шестерне 4. На вал 1 надето кольцевое устройство 15 подвода масла, а в каналах 16 и 17 вала 1 размещены обратные клапаны 18 и 19.
Каналы 16 и 17 связаны между собой
20 и с картером коробки отверстием 20, В котором имеется жиклер 21. На зубчатой муфте 9 нарезаны наружные зубья 22, а на шестерне 4 соответствующие им внутренние зубья 23.
Гидравлический синхронизатор работает следующиМ образом.
Когда зубчатая муфта 9 находится в выключенном положении, отверстие
20 открыто, и масло, поступающее через кольцевое устройство подвода 15) 806937
Формула изобретения
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе рп. 1. Авторское свидетельство СССР
9 548738, хл. F 16 Н 3/12, 1973.
BHHHIIH Заказ 225/54 Тираж 1017 Подписное филиал ППП "Патент, г. Ужгород, уд. Проектная, 4
",îáðàòíûå клапаны 18 и 19 и каналы 16 и 17, прокачивается насосами без сопротивления и вытекает через отверстие 20. Если необходимо соединить вал 1 с шестерней 4, т. е, включить передачу, то вилкой 10 перемещают зубчатую муфту 9, которая перекрывает отверстие 20. Если вал 1 и шестерня 4 имеют относительное вращение, то вращаются и шестерни б и 7. Масло, подводимое через коль- О цевое устройство 15 подвода масла, перекачивается шестернями 6 и 7 из полости 11 в полость 13 или наоборот, из полости 13 в полость 11, в зависимости от направления относительного вращения вала 1 и шестерни
4, и далее — в каналы 16 или 17.
Поскольку отверстие 20 перекрыто зубчатой муфтой 9, масло иэ канала
16 в канал 17 или из канала 17. в канал 16 попадает цереэ жиклер 21, о проходное сечение которого определяет давление масла шестерней 6 и
7 и следовательно, крутящий момент синхронизации. Синхронизирующнй момент выравнивает угловые скорости 25 вала 1 и шестерни 4, благодаря чему зубчатая муфта 9 получает возгложность войти в зацепление с зубьями
23 шестерни 4. При этом прокачивание масла через жиклер 21 определяет относительные обороты вала 1 и шестерни 4, предохраняющие от упирания зубьев 22 в торцы зубьев
23. В процессе синхронизации обратный клапан 18 или 19 закрывается давлением масла в канале 16 или 17.
Таким образом, гидравлический синхронизатор обеспечивает плавное включение передачи при относительно простой и надежной конструкции.
Гидравлический синхронизатор скорости вращения валов коробки передач, содержащий масляные насосы, расположенные в общем корпусе и соединенные между собой каналами, и зубчатую муфту, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью повышения надежности и упрощения конструкции, входные и выходные каналы маслянных насосов соединены между собой через жиклер, а с картером коробки передач — через отверстия, расположенные на шлицах синхронизируемого вала, на котором установлена зубчатая муфта.

