Измеритель углового положения валадвигателя внутреннего сгорания

 

O Il H C A H И E (»)802826

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 13.02.79 (21) 2725130/25-06 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.

G 01 М 15/00//

F 02 P 5/04

Государстееииый комитет (53) УДК 621,43.

004 5 (088 8) Опубликовано 07.02.81. Бюллетень № 5

Дата опубликования описания 25.02.81 по делам изобретеиий и открытий (72) Авторы изобретения

Ю . Н. Круглов и С. С. Сучков

I

;4, I

Научно-исследовательский и экспериментальный институт(-"-,.".:.".- .-ц,:дп 1.)1 автомобильного электрооборудования и автоприборов;.ч; <. „

--« (71) Заявитель (54) ИЗМЕРИТЕЛЬ УГ,ЛОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ВАЛА

ДВИГАТЕ,ЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к измерителям углового положения вала двигателя внутреннего сгорания (ДВС), предназначенного для цолучения информации об угле поворота и скорости вращения вала в виде электрически х и м пул ьсов.

Известны измерители углового положения вала двигателя внутреннего сгорания, содержащие зубчатый диск, датчик, формирователь угловых импульсов и первый выход, связанные последовательно, причем диск жестко связан с валом двигателя (1).

В таких измерителях при работе имеет место существенная задержка импульса начала отсчета относительно угловых импульсов при больших скоростях вращения из-за индуктивного характера выходного сопротивления датчиков, что приводит к дополнительной ошибке в определении углового положения вала ДВС.

Известный измерители углового положения вала двигателя внутреннего сгорания, содержащие зубчатый диск, датчик, формирователь угловых импульсов и первый выход, связанные последовательно, а также диск с зубом начала отсчета, датчик и формирователь импульсов начала отсчета, соединенные последовательно, и второй выход, причем оба диска жестко связаны с валом двигателя (2) .

Недостатком этих измерителей является существенная задержка (несинфазность) импульса начала отсчета относительно y(.ловых импульсов при больших скоростях вращения вала ДВС, что приводит к увеличению погрешности определения углового положения вала и нарушению необходимого совпадения угловых импульсов и импульсов начала отсчета.

Целью настоящего изобретения является уменьшение погрешности измерения углового положения вала путем снижения несинфазности угловых импульсов и импульсов начала отсчета при больших скоростях вращения вала.

Цель достигается тем, что измеритель снабжен схемой задержки, содержащей первый и второй входы, причем, первый соединен с выходом формирователя угловых импуль20 сов параллельно первому выходу, а второй включен между выходом формирователя импульсов начала отсчета и вторым выходом измерителя. Измеритель содержит тактируемый Д-триггер, первое и второе дифференци802826

10 уу 27ie L

arctg

ЕР 7. 1

R t o 2,Л ц

Ч рующие устройства и схемы И,НЕ и ИЛИ, причем, информационный вход триггера непосредственно, вход установки нуля — через первое дифференцирующее устройство, один из входов схемы И вЂ” через схему НЕ подключены параллельно к первому входу схемы задержки, синхронизирующий вход триггера и другой вход схемы И подключены параллельно ко второму входу схемы задержки, выход триггера — через второе дифференцирующее устройство связан с одним входом схемы ИЛИ, выход которой объединен со вторым выходом измерителя, другой вход соединен с выходом схемы И, а вход установки единицы триггера объединен с выводом нулевого потенциала.

В варианте исполнения измеритель содержит тактируемый Д-триггер, первое и второе дифференцирующие устройства и схемы

И, НЕ и ИЛИ, причем вход установки нуля триггера через первое дифференцирующее устройство и схему НЕ подключен к первому входу схемы задержки, с которым через схему И связана одним из входов схема ИЛИ, выход которой объединен со вторым выходом измерителя, другой вход через второе диф фере нцирующее устройство соединен с выходом триггера, при этом информационный вход триггера подключен к выходу схемы НЕ, синхронизирующий вход параллельно с другим входом И связан со вторым входом схемы задержки, вход установки нуля объединен с выводом нулевого потенциала.

На фиг. 1 дан пример первого варианта исполнения измерителя углового положения вала ДВС; на фиг. 2 представлены угловые эпюры, поясняющие принцип действия; на фиг. 3 — второй вариант исполнения измерителя.

Эквивалентная схема индукционного датчика может быть представлена в виде последовательного соединения идеального источника ЭДС, индуктивности 1 датчика и входного сопротивления R формирователя (выходная емкость, внутреннее омическое сопротивление датчика и входная емкость формирователя не учитываются в силу относительной малости их значений). Для датчика угловых импульсов форма .ЭДС вЂ” квазисинусоидальная, для датчика импульсов начала отсчета — импульсная, двухполярная.

В первом случае фазовый сдвиг между ЭДС и напряжением на сопротивлении R определяется как где и — скорость вращения диска;

Š— число зубьев венца диска.

Для импульсов начала отсчета временная задержка с„о определяется по формуле для интегрирующей LR-цепи

1S ло и зо

3s

so

S5 задержка т„о, приведенная к фазовому сдвигу Цио на частоте 2 gnz, имеет вид но= 5мпу—

Ь

R.

Для п А 0 но всегда больше У„», причем при увеличении значения п разность

ЛУ = Ugp — IJy» увеличивается и при больших значениях и абсолютное значение Ь У становится соизмеримо с приведенным расстоянием между двумя соседними зубьями венца, т. е.

Порядковый номер угловых импульсов, соответственно угловое положение вала в электронной системе зажигания определяется по взаимному расположению угловых импульсов и импульса начала отсчета, при этом также необходимо выполнение определенных условий по совпадению этих импульсов.

Так например, первым по нумерации считается тот угловой импульс, который совпадает с импульсом начала отсчета, или, например угловой импульс обозначается номером один, если он следует первым после прохождения импульса начала отсчета, но при этом импульс начала отсчета должен быть в паузе между угловыми импульсами номер Z. u номер один. Следовательно, существенное изменение взаимного расположения информационных импульсов, их несинфазность, при изменении скорости вращения вала ДВС приводит к нарушению необходимой логической последовательности этих импульсов.

Если при обработке информации используются удвоенные угловые импульсы, то указанная несинфазность приводит к ошибке в определении номера удвоенного углового импульса, т. е. к увеличению погрешности измерения.

Компенсация возникающей несинфазности путем изменения значений Z, R u L или создания противоположного начального смещения импульса начала отсчета приводит к нежелательным последствиям. Так уменьшение числа зубьев Z приводит к пропорциональному увеличению погрешности воспроизведения заданных характеристик системой зажигания, уменьшение L — к уменьшению диапазона рабочих оборотов системы зажигания, увеличение R — к уменьшению помехоустойчивости, а создание начального смещения — к значительному ужесточению требований на точность изготовления и установку датчиков, что трудно осуществить в условиях крупносерийного производства.

Измерительно углового положения вала

ДВС состоит из зубчатого диска 1 и диска 2 с зубом начала отсчета, жестко связанных с валом ДВС, датчика 3 угловых импульсов, работающего совместно с зубчатым диском

1, датчика 4 импульсов начала отсчета, ра802826 ботающего совместно с диском 2, формирователя 5 угловых импульсов, нормирующего импульсы с датчика 3, формирователя 6 импульсов начала отсчета, нормирующего импульсы с датчика 4 и схемы 7 задержки, имеющей два входа. На первый вход (Вх ) (фиг. 1, 3) схемы 7 задержки подаются угловые импульсы с формирователя 5, на второй вал (Ьх ) — импульсы начала отсчета с формирователя 6. Измеритель имеет два выхода, с которых информация поступает далее в систему зажигания: первый выход (Ьых,), с которого поступают угловые импульсы, и второй выход Вых „), с которого поступают импульсы начала отсчета. Схема 7 задержки состоит из тактируемого

Д-триггера 8, первого дифференцирующего устройства 9, второго дифференцирующего устройства 10, двухвходовой схемы ИЛИ 11, двухвходовой схемы И 12 и схемы HE 13.

В первом варианте исполнения схемы 7 задержки (фиг. 1) импульсы с формирователя

5 подаются на информационный вход (вход триггера 8, на один из входов схемы НЕ 13 и через дифференцирующее устройство 9— на вход установки нуля (вход R) триггера 8; импульсы с формирователя 6 поступают на вход синхронизации (вход С) триггера 8 и на второй вход схемы И 12, при этом на один из входов схемы ИЛИ 11 сигналы поступают с выхода схемы И 12, а. на другой вход — через дифференцирующее устройство

10 с выхода триггера 8, а вход установки единицы (вход S) триггера 8 заземлен. Импульсы, поступающие с выхода схемы ИЛИ

11, являются выходными импульсами схемы

7 задержки. Во втором варианте исполнения схемы 7 задержки (фиг. 3) импульсы с формирователя 5 угловых импульсов подаются на вход R триггера 8 через схему НЕ 13 и дифференцирующее устройство 9, при этом один из входов схемы И 12 непосредственно соединен с выходом формирователя 5.

При малых скоростях вращения дисков

1 и 2 (П,„„,„) на выходе триггера 8 формируются импульсы И> (фиг. 2) передний фронт которых определяется моментом появления импульса начала отсчета на входе С триггера 8, а задний — моментом прихода на вход R триггера 8 очередного импульса

U>, с выхода дифференцирующего устройства 9; импульсы Up, формируются по заднему фронту угловых импульсов Uyq, поступающих с выхода формирователя 5 и обычно имеющих вид меандра. На выходе второго дифференцирующего устройства 10 формируются импульсы U z, соответствующие заднему фронту импульсов U . Импульсы U через схему ИЛИ 11 проходят на выход схемы 7 задержки и являются выходными импульсами начала отсчета V< измерителя углового положения вала ДВС.

Импульсы U>< по отношению к заднему фронту угловых импульсов Uyz имеют незначительную задержку ЬЧз (фиг. 2), определяемую инерционностью триггера 8 и схемы ИЛИ 11, т. е. совпадения импульсов Ц щ и U>< не происходит: по отношению к значениям несинфазности Ф, Рц и 6 Р задержка Ь P может быть приравнена нулю. На другом входе схемы ИЛИ 11 сигналы Uc отсутствуют, так как на входы схемы И 12 аоступают не совпадающие по времени импульсы U„< и угловые импульсы инвертированные схемой НЕ 13 U „. При больших скоростях вращения дисков 1 и 2 (и ) возникает задержка импульса Uay относительно импульсов Uyq и импульс U на выходе триггера 8 отсутствует, так как в момент прихода на вход с триггера 8 импульса Ц„,, на входе D триггера 8 сигнал отсутствует. В этом случае происходит совпадение инвертированных угловых импульсов U>q и импульса начала отсчета Бщр на входах схемы И 12, на выходе схемы И 12 вырабатываются импульсы Uс, последние через схемы ИЛИ 11 проходят на выход схемы 7 задержки и являются выходными импульсами начала отсчета 1)но измерителя углового положения вала ДВС. Таким образом, при несинфазности импульсов начала отсчета U„o и угловых импульсов Uz„

2з менее периода следования угловых импуль сов Bz< расположении импульса Био в интервале, ограниченном передними фронтами соседних угловых импульсов для всего диапазона скоростей вращения дисков

1 и 2, что достигается выбором параметров датчиков 3 и 4, формирователей 5 и 6 и начальной установкой зуба начала отсчета на диске 2, первый вариант исполнения измерителя обеспечивает расположение выходного импульса начала отсчета U»o в проз межутке между соседними угловыми импульсами, при этом несинфазность угловых импульсов Uyq и импульса Uz не превышает Е,„/2, ЬТз < e,„„/2.

Второй вариант исполнения измерителя (фиг. 3) обеспечивает совпадение выходного импульса начала отсчета U« c соответствующим угловым импульсом. В этом случае для п,„.„„импульс 1)но расположен в промежутке между угловыми импульсами, что достигается соответствующей установкой

4s зуба начала отсчета на диске 2. При малых скоростях вращения дисков 1 и 2, как и в первом варианте исполнения измерителя, выходной импульс начала отсчета

U»o формируется с помощью триггера 8, дифференцирующих устройств 9 и 10 и схемы ИЛИ 11, причем на вход D триггера 8 и вход первого дифференцирующего устройства поступают инвертированные угловые импульсы, которые соответствуют импульсам Uy (фиг. 2. При п „сигнал на

s$ выходе триггера 8 отсутствует, происходит совпадение импульсов U«и угловых импульсов, поступающих с выхода формирователя 5 (соответствуют импульсам О (фиг. 2), на выходе схемы И формируются

802826

Формула изобретения

7 импульсы Uq, последние через схему ИЛИ

11 проходят на выход схемы 7 задержки.

Сравнение эпюр сигналов Uw 11моз и удвоенных угловых импульсов U q> для п,„ь.„и п,„показывает, что введение схемы 7 задержки в измеритель позволяет сохранить однозначность определения номера импульсов U zz, так, если принять за начало отсчета импульс 11яо, первый импульс А (фиг. 2) сохраняет свой номер лишь для пь „, для п1 „„, первым за импульсом Uqz будет следовать угловой импульс Б. Предложенные варианты исполнения схемы 7 задержки не ограничивают причин возникновения и знака несинфазности, при абсолютном значении несинфазности угловых импульсов и импульсов на выходе формирователя импульсов начала отсчета не превышающей период следования угловых импульсов несинфазность сигналов на выходе предложенного измерителя не превышает половины значения 9 „.

Таким образом, предложенный измеритель углового положения вала позволяет уменьшить несинфазность угловых импульсов и импульсов начала отсчета, возникающую на больших скоростях вращения, соответственно уменьшить погрешность измерения углового положения вала за счет обеспечения необходимого совпадения угловых импульсов и импульсов начала отсчета в обычных электронных системах зажигания, впрыска топлива, а за счет обеспечения однозначности определения номера углового импульса в указанных системах с удвоением угловых импульсов, все это позволяет увеличить стабильность и точность воспроизведения оптимальных экономичных, либо антитоксичных характеристик ДВС системой зажигания, впрыска топлива, т. е. повысить топливную экономичность ДВС, снизить его токсичность.

Испытания макетных образцов измерителя у лового положения вала двигателя в составе цифровой системы зажигания для

ДВС автомобиля ВАЗ вЂ” 2108 показали, что введение схемы задержки уменьшило погрешность измерения углового положения вала ДВС почти в 2 раза.

1. Измеритель углового положения вала двигателя внутреннего сгорания, содержащий два зубчатых диска, один из которых соединен с датчиком, формировате5

15 о

25 зо зз

so лем угловых импульсов и первым выходом, а другой — с датчиком, формирователем импульсов начала отсчета и вторым выходом, причем оба диска жестко связаны с валом двигателя, отличающийся тем, что, с целью уменьшения погрешности измерения углового положения вала путем снижения несинфазности угловых импульсов и импульсов начала отсчета при больших скоростях вращения вала, измеритель дополнительно снабжен схемой задержки, которая имеет тактируемый Д-триггер, первое и второе дифференцирующее устройства, схемы И, НЕ и ИЛИ и первый и второй входы, причем первый вход соединен с выходом формирователя угловых импульсов параллельно первому выходу, а второй вход включен между выходом формирователя импульсов начала отсчета и вторым выходом измерителя.

2. Измеритель по п. 1, отличающий ся тем, что к первому входу схемы задержки параллельно подключены информационный вход триггера, вход установки нуля — через первое дифференцирующее устройство, и через схему НŠ— один из входов схемы

И, при этом синхронизирующий вход триггера и другой вход схемы И подключены параллельно к другому входу схемы задержки, выход триггера через второе дифференцируюшее устройство соединен с одним из входов схемы ИЛИ, выход которой объединен со вторым выходом измерителя, а другой вход — с выходом схемы И, и вход установки единицы триггера соединен с выводом нулевого потенциала.

3. Измеритель по и. 1, отличающийся тем, что вход установки нуля триггера через первое дифференцируюшее устройство и схему НЕ подключен к первому входу схемы задержки, с которым через схему И связана одним из входов схема ИЛИ, выход которой объединен со вторым выходом измерителя, другой вход через второе дифференцирующее устройство соединен с выходом триггера, причем информационный вход триггера подключен к выходу схемы

НЕ, синхронизирующий вход параллельно с другим входом схемы И связан со вторым входом схемы задержки, а вход установки нуля триггера объединен с выводом нулевого потенциала.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент ФРГ № 2010999, кл. 46 к 3/00, 1971.

2. Патент США № 3923022, кл. 123 — 117, 1975.

802826

П Ъг 7

Составитель Н. Патрахальцев

Редактор Т. Глазова Техред А. Бойкас Корректор М. немчик

Заказ 0069/55 Тираж 9) Ь Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Измеритель углового положения валадвигателя внутреннего сгорания Измеритель углового положения валадвигателя внутреннего сгорания Измеритель углового положения валадвигателя внутреннего сгорания Измеритель углового положения валадвигателя внутреннего сгорания Измеритель углового положения валадвигателя внутреннего сгорания Измеритель углового положения валадвигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх