Установка для испытания рабочихколес турбомашин ha прочность
Союз Советскик
Соцналистнчесних
Реслублнк
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
<1 800768 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 1004.79 (2! ) 2751838/24-06 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет
Опубликовано 3рр181, Бюллетень № 4
Дата опубликования описания 30.0 1.81 (51)М. Кл.з
601 M 13/00
Государственный комитет
СССР по делам изобретений н открытий (53) УДК621. 438 (088.8) (72) Авторы изобретения
Ю.А.Пыхтин, В.Н.Кашин, Ю.Б.Макарихин и П.С.Коряковцев
) т
1 В (71) Заявитель (54) УСТАНОВКА ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ РАБОЧИХ КОЛЕС
ТУРБОМАШИН НА ПРОЧНОСТЬ
Изобретение относится к турбомашинстстроению, в частности к установкам для испытания рабочих колес турбомашин на прочность. 5
Известна установка, содержащая рабочую камеру и привод, соединенный с колесом. Камера соединена одной осевой трубкой с магистралью подвода воздуха, а другой — с атмосферой (1).
Однако при таком выполнении испытания на прочность достаточно трудоемки и не достигается высокая точность полученных результатов.
Известна также установка для испы- 1с тания рабочих колес турбомашин на прочность, содержащая рабочую камеру и привод, соединенный с испытуемым колесом, размещенным в камере. Камера снабжена средствами нагрева и охлаждения отдельных частей колеса (2).
Однако и такое выполнение не обеспечивает существенного упрощения технологии испытания, так как оно сопряжено с необходимостью изготовления для каждого колеса специальной печи, разрушаемой в процессе испытания. Не обеспечивается также повышение точности испытания, так как при известном выполнении невозможно добиться имитации реального распределения температур на колесе.
Цель изобретения — упрощение технологии и повышение точности испытания путем имитации реального поля температур на колесе.
Поставленная цель достигается тем, что камера выполнена теплоизолированной и имеет в периферийной зоне колеса выпускной патрубок с дроссельной заслонкой, а в привтулочной — отверстия, сообщающие камеру с атмосферой.
На чертеже схематически представлена установка для испытания рабочих колес турбомашин на прочность.
Установка содержит рабочую камеру
1 и привод (не показан), соединенный с испытуемым колесом 2, размещенным в камере 1. Камера 1 теплоизолирована слоем изоляции 3 и имеет в периферийной зоне колеса 2 выпускной патрубок 4 с дроссельной заслонкой
Б,а в привтулочной зоне — отверстия
6, сообщающие камеру с атмосферой.
Предлагаемая установка работает следующйм образом.
При испытании рабочее колесо 2 вращают с заданной частотой при закрытой дроссельной заслонке 5 . При
800768
Формула изобретения
Составитель В.Смирнова
Техред Н. Граб Корректор Н.щвыдкая
Редактор Т.Алякина
Заказ 10405/54 Тираж 918 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, )Х-35 Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4 этом воздух, находящийся в камере при атмосферном давлении, увлекается во вращение лопатками колеса и разогревается от трения о лопатки колеса и стенки камеры. Рабочее колесо 2
Г$ также нагревается, причем разогрев его, как и в реальных условиях в турбомашине, присходит в направлении от лопаток к ступице диска. Так как нагреваются от трения о воздух в основном лопатки колеса, то диск нагревается путем контактной теплопроводности от нагретых лопаток через их хвостовики. Для регулирования температурного поля диска камеру 1 вентилируют, открывая дроссельную заслонку
5. При этом горячий воздух из камеры
1 выходит через патрубок 4. В результате в камере 1 образуется разрежение,и в нее через отверстия 6 поступает холодный воздух из атмосферы. Изменяя величину открытия дроссельной 20 заслонки 5, можно изменять температурное поле в широких пределах, вплоть до полного его охлаждения.
Предлагаемая установка упрощает технологию испытания благодаря разо- 25 греву колеса за счет его трения о воздух,в связи с чем отпадает необходимость в специальных средствах нагрева, кроме того, повышает точность испытания путем имитации реальных условий работы колеса.
Установка для испытания рабочих колес турбомашин на прочность, содержащая рабочую камеру и привод, соединенный с испытуемым колесом, размещенным в камере, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью упрощения технологии и повышения точности испытания путем имитации реального поля температур на колесе, камера выполнена теплоиэолированной и имеет в периферийной зоне колеса выпускной патрубок с дроссельной заслонкой, а в привтулочной — отверстия сообщающие камеру с атмосферой.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
9 165332, кл. G 01 M 13/00, 1955 ° .
2. Суржин B.C. Методика экспериментального исследования статической прочности дисков и роторов ГТД при разгонных испытаниях. Техн. отчет
ЦИАМ 9 6799, 1972, с. 6-8,22,23.

