Способ определения износа деталейагрегатов b эксплуатации

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Севоз Советских

Са иалнстических

Республик .

К АВТОРСКОМУ СВ ВТИЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. сеид-ву— (22) Заявлено 301178 (21) 2689860/25-28

{я)м. к„.з

G 01 N 3/56 с присоединением заявки Йо

Госуяярствекиый коннтет

СССР по ямки н306РФтэнкй н открытнй (23) Приоритет—

Опубликовано 150181. Бюллетень ЙВ 2

Дата опубликования описания 150181

{53) УДК620.178. . 162 (088.8) (72) Авторы изобретения

В.А. Скоркин и Э.A. Кренц (71) Заявитель (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИЗНОСА ДЕТАЛЕЙ АГРЕГАТОВ

В ЭЕСППУАТАЦИИ

Изобретение относится к измерених износа трущихся деталей машин и мо- . жет быть использовано при оценке из носа деталей агрегатов без их разборки.

Известен способ определения износа деталей машин, заключающийся в том, что исследуемую деталь снабжают вставкой "свидетелем" из материала, отличного от материала деталей, в про. © цессе эксплуатации измеряют содержание материала вставки в рабочей среде, а по полученным результатам судят об износе детали(1).

Недостатком известного способа яв- 15 .ляется его сложность, поскольку необходим периодический отбор рабочей среды и ее лабораторный анализ. Кроме того, установка в каждой детали вставки "свидетеля" сопровождается 20 созданием дополнительных концентра- торов напряжения.

Наиболее близок к предлагаемому изобретению по технической сущности способ определения износа деталей 25 агрегатов в эксплуатации, заключающийся в том, что на выходе рабочей среды иэ зоны трения под определенным углом атаки устанавливают датчик износа иэ материала заданной твер- 30 дости и регистрируют износ датчика.

По величине износа датчика судят о величине износа деталей агрегата f2), Недостатком известного способа является то, что он не позволяет получить распределение износа между деталями агрегата, а также определить количество и размер частиц износа,,принадлежащих каждой из. деталей. Для решения этой задачи, как правило, грубо принимают некоторое соотношение между содержанием частиц износа каждой детали во всем объеме частиц износа, а это вносит субъективизм в оценку износа деталей агрегатов и не позволяет получить высокую достоверность результатов.

Цель изобретения — повышение достоверности определения вида и степени износа деталей агрегатов за счет установления количества и размера частиц износа, принадлежащих каждой детали агрегата.

Поставленная цель достигается тем, что в месте установки первого датчика устанавливают дополнительно несколько датчиков износа из материалов, различных по твердости, а о виде и степени износа деталей агрегата су796731

Формула изобретения

Составитель М.Семенов

Р цактор Л.Пчелинская Техред T. Маточка Корректор Н.Швыдкая

Заказ 9762/61 Тираж 916 Подписное

BHHHIIH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, iK-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4 дят по абсолютной величине износа каждого датчика и соотношению этих величии за один и тот же период времени.

Кроме того, в качестве материалов датчиков износа используют резистивные материалы, а о величине износа датчиков судят по изменению их электросопротивления.

Способ осуществляется следующим образом.

Иа- внутренней поверхности выходной tg магистрали систеьы смазки агрегата, например двигателя, устанавливают датчики износа, выполненные, например, из резистивных материалов, различных по твердости. В процессе ,эксплуатации агрегата записывают изменение размеров (износ) датчиков.

Для резистивных датчиков износ определяют по изменению электросопротивления. Анализируя изменение износа каждого из датчиков в процессе эксп- 20 луатации,а также соотношение износа различных датчиков за один и тот же промежуток времени, определяют количество частиц износа в смазке, их твердость, а следовательно, и принадлежность той или иной детали. . Анализ результатов измерения износа датчиков основан на наличии зависимости интенсивности изнашивания(0 ) датчика от твердости материала датчика (H ), твердости (Н ), величины m частиц износа деталей и количества (Xp„ ) частиц износа каждой дет али агрегата.

Решая систему уравнений вида

ДЧ1 = (НЧ,H,„Ô, Еи1), полученных для каждого датчика, определяют исковые величины.

1. Способ определения износа деталей агрегатов в эксплуатации, заключающийся в том, что на выходе рабочей среды из зоны трения под определенным углом атаки устанавливают датчик износа из материала заданной твердости и регистрируют износ датчика,отличающийся тем,что, с целью повышения достоверности определения вида и степени износа деталей агрегатов, в месте установки первого датчика устанавливают дополнительно несколько датчиков износа из материалов, различных по твердости, а о виде и степени износа деталей агрегата судят пб абсолютной величине износа каждого датчика и соотношению этих величин за один и тот же период времени.

2. Способ по п.1, о т л и ч а юшийся тем, что в качестве материалов датчиков износа используют резистивные материалы, а о величине износа датчиков судят по изменению их электросопротивления.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Р 559174, кл. G 01 N 33/30, 1976.

2. Трение, из нашив ание и смаз ка.

Справочник, книга 1, М., "Машиностроение", 1978, с. 328 (прототип).

Способ определения износа деталейагрегатов b эксплуатации Способ определения износа деталейагрегатов b эксплуатации 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к методам измерений и может быть использовано при оценке качества шлифовального инструмента

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к устройствам для испытания материалов на износ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при нанесении износостойких покрытий на трущиеся поверхности деталей, входящих во вращательные кинематические пары механизмов рабочих машин
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к проектированию, изготовлению, испытанию, эксплуатации, восстановлению и ремонту машин

Изобретение относится к испытаниям, в частности на термостойкость, и заключается в том, что поверхность испытываемого образца материала подвергают циклическому тепловому воздействию, включающему нагрев поверхности и последующее охлаждение, производя при этом контроль поверхности испытываемого образца материала

Изобретение относится к машиностроению, к области теории механизмов и машин и может быть использовано в качестве установки для определения коэффициентов трения покоя и движения для различных твердых материалов

Изобретение относится к триботехническим испытания, в частности к способам получения циклической нагрузки при испытании на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к испытаниям на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике и предназначено для экспериментально-расчетного определения параметров фрикционной усталости поверхностей твердых тел, контактирующих теоретически по линии, например, пар трения типа зуб-зуб в зубчатых передачах, колесо -дорожное полотно
Наверх