Способ определения пьезокоэффициентоввязкости смазочных масел

 

) фир я %4

Союз Советских

Социалистическим

Уеслублнк

0 И Ъ6В4еф

ИЗОБРЕТЕНИЯ

@san 796729

К АВТОРСКОМУ СВИ ИИЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. сеид-ву— (22) Заявлено 040978 (21) 2660035/25-28 с присоединением заявки Нов (23) Приоритет—

Опубликовано 15.0181. бюллетень Ю 2 (51)М. Кл з

6 01 и 3/56

Госудврствеииый комитет

СССР оо яелвм изобретеиий и откРытий (53) УДК 620.П6 (088.8) Дата опубликования описания 15,0131

Ф (72) Авторы изобретения

В.С. Порохов и В.Д. Данилов (71) Заявитель

Государственный научно-исследовательский институт машиноведения им. акад. A. A. Благонравова. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЬЕЗОКОЭФФИЦНЕНТОВ ВЯЗКОСТИ

СМАЗОЧНЫХ МАСЕЛ

a=eg r. -у — чт Ро

t0 где . - основание натуральных логариф мов, р - нагрузка, коэффициент трения, 15 d - отношение разности окружных скоростей к сумме этих скоростей;

h — толщина масляной пленки в контакте образцов, Я V - сумма окружных скоростей; ,оо — вязкость испытуемого масла.

Способ осуществляется следующим образом.

Пару цилиндрических образцов пог25 ружают в испытуемое масло, прикладывают нагрузку к паре трения и одновременно производят измерение момента трения, температуры поверхности трения и смазывающего масла, в котоQO рое погружены образцы. Образцы подИзобретение относится к исследо> ванню трения и изнашиванию деталей машин и механизмов в присутствии смазывающих масел.

Известен способ определения mesoкоэффициентов вязкости смазывающих масел при трении качения со скольжением, заключающийся в том, что образцы погружают в испытуемое масло, приводят их во вращение с разными окружными скоростями, нагружают, проводят предварительную приработку и измеряют коэффициент трения, температуру поверхности трения и смазывающего масла (11.

Недостатком этого способа является то, что он не позволяет определять пьезокоэффнциенты вязкости масел и, соответственно, служебные свойства смазывающих масел с высокой точностью и достоверностью в связи с невозможностью установления времени окончания приработки.

Цель изобретения — повышение точности и достоверности определения ве" личины пьезокоэффициентов вязкости смазывающих масел. укаэанная цель достигается тем, что окончание времени приработки фиксируют по стабилизации измеряемых параметров, коэффициент трения определяют по полусумме коэффициентов трения, поочередно измеренных на образце с меньшей и большей скоростями, а величина пьезокоэффициентов вязкости рассчитывается по зависимости

Формула изобретения

Составитель M. Семенов

Техред .М. Рейвес Корректор С. ШекмарРедактор Ю.Ковач

Заказ 9762/61 Тираж 916 Подписное

ВНИИПИ Государственного Комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул. Проектная, 4 бирают таких размеров, чтобы удель- ное скольжение в их контакте было пределах О, 05-0, 5% . Первоначально образцы собираются на испытательной установке так, что измерение моменга трения осуществляется с отстающего образца, то есть имеющего меньшую окружную скорость. В таком положении производят предварительную приработку образцов до тех пор, пока не произойдет стабилизация всех .трех фиксируемых параметров — момента трения, температуры поверхности трения и сма,зывающего масла, а затем измеряют момент трения М .После этого образцы меняют местами, снова их погружают в свежее испытуемое смазывающее масло и аналогичным образцом снова производят предварительную приработку, после чего из4еряют моменты трения с опережающего образца (йме ет большую окружную скорость) М

Коэффициент трения определяют по полусумме замеренных моментов трения. с где r — радиус испытуемого образца;

Я - нагрузка на испытуемых образцах.

Такая операция позволяет полнос,тью исключить в измеряемом моменте трения момент потерь в кинематической цепи испытательной установки.

Величины пьезокоэффициентов вязкости рассчитывают по зависимости

P где 1 — основание натуральных логарифмов, p — контактное давление по Герцу экспериментально измеренный коэффициент трения, о(— отношение скорости скольжения к суммарной скорости к ачения, h — толщина масляной пленки в контакте образцов, которую либо измеряют экспериментально, либо рассчйтывают по какой-либо формуле;

Н6 — суммарная скорость качения, ٠— динамическая вязкость испытуемого смазывающего масла, отнесенная к температуре поверхности трения образца.

Способ определения пьезокоэффициентов вязкости смазочных масел при трении качения со скольжением, заключающийся.в том, что образцы погружают в испытуемое масло, приводят их во вращение с разными окружными скорос15 тями, нагружают, проводят предварительную приработку и измеряют коэффйциент трения, температуру поверхности трения и смазывающего масла, о т .л ич а ю шийся тем, что, с целью д повышения точности и достоверности, окончание времени приработки фиксируют по стабилизации измеряеьых параметров, коэффициент трения определяют по полусумме коэффициентов трения, поочередно измеренных на.образце с .меньшей и большей скоростями, а величину.пьезокоэффициентов вязкости рассчитывают по .зависимости

P где 0 - основание натуральных логарифмов, Р— нагрузка, коэффициент трения, — отношение разности окружных скоростей к сумме этих скоростей

h — толщина масляной пленки

4О в контакте образцов, V — сумма окружных скоростей, Ao — вязкость испытуемого масла.

Источники инфо мации 7 принятые во внимание при экспертизе

1. Прохоров В. С. Вяз кост ь смазывающих масел при больших контактных давлениях. — "Машиноведение", Р 1, 1973, с. 84-89 (прототип) .

Способ определения пьезокоэффициентоввязкости смазочных масел Способ определения пьезокоэффициентоввязкости смазочных масел 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к методам измерений и может быть использовано при оценке качества шлифовального инструмента

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к устройствам для испытания материалов на износ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при нанесении износостойких покрытий на трущиеся поверхности деталей, входящих во вращательные кинематические пары механизмов рабочих машин
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к проектированию, изготовлению, испытанию, эксплуатации, восстановлению и ремонту машин

Изобретение относится к испытаниям, в частности на термостойкость, и заключается в том, что поверхность испытываемого образца материала подвергают циклическому тепловому воздействию, включающему нагрев поверхности и последующее охлаждение, производя при этом контроль поверхности испытываемого образца материала

Изобретение относится к машиностроению, к области теории механизмов и машин и может быть использовано в качестве установки для определения коэффициентов трения покоя и движения для различных твердых материалов

Изобретение относится к триботехническим испытания, в частности к способам получения циклической нагрузки при испытании на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к испытаниям на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике и предназначено для экспериментально-расчетного определения параметров фрикционной усталости поверхностей твердых тел, контактирующих теоретически по линии, например, пар трения типа зуб-зуб в зубчатых передачах, колесо -дорожное полотно
Наверх