Демпферное устройство
5. с.с-r..: ; -:-,—.
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
Союз Соеетскик
Социалистическик
Республик (i,796546
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6!) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 03,04.79(21) 2598074/25-28 (51 ) М. Кл.
F 16 F 7/08 с присоединением заявки Ре
Государственный квинтет (23) Приоритет (53) УДК 625.2. .0l2.8l3 (088.8) по делам нзобретеннй н откпытнй
Опубликовано l5.01.8l. Бюллетень .% 2
Дата опубликования описания 4.8.0l.83. (72) Авторы изобретения
Л. А. Хмара, Т. Н. Семенова и С, М. Ткачук
Днепропетровский инженерно-строительный институт (71) Заявитель (54) ПЕМПФЕРНОЕ УСТРОЙСТВО
1 l
Н;
4 2
Н2
l 3
Н;
6 4
Изобретение относится к средствам для гашения механических колебаний и может быть использовано в области общего машиностроения, например в транспортных средствах.
Известен амортизатор содержащий буферный стержень с тарелкой, стакан, нажимную шайбу и связанную с ними пружину (l).
Недостатком этого амортизатора яв-! а ляется малая эффективность гашения колебаний.
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является демпферное устройство, содержащее цилиндрический кор- . 15 пус с кр!,игками, установленный в нем цилиндрический упругий элемент, нажимные диски и направляющие штоки для центрирования упругого элемента (2).
Недостатком устройства является то, что при малых ам!1литудах колебаний его динамически к;!рак «ристики не позволяют эффекти! по г,и ить колебания.
Цель изобретения — улучшение динамических характеристик устройства, а также регулирование жесткости упругого элемента.
Указанная цель достигается тем, что устройство снабжено двумя резиновыми. кольцами с поясами трения, установленными на крышках между упругим элементом и корпусом, цилиндрической пружиной сжатия, размещенной коаксиально относительно упругого элемента между резиновыми кольцами, а на торцах упругого ! элемента выполнены глухие каналы размеры которых определены следующимн соотношениями
Н = Н; > з
Н
Н;
3 н; =
Н
3 где H и P, — соответственно высоте и наружный диаметр упругого элемента, в Y — радиус, на котором выполняется соответствующий канал.
3 79 где Н, 0 — соответственно высота и наружный диаметр упругого элемента, а — радиус, нв котором выполняется соответствующий канал. Кроме того, устройство снабжено резиновыми дисками, установленными в глухих каналах.
На фиг. 1 представлено устройство, продольный разрез; на фиг. 2 — сечение
А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — резиновый диск, Демпферное устройство содержит цилиндрический корпус 1 с крышками 2 и 3, установленный в нем цилиндрический упругий элемент 4, нажимные диски 5 и 6 и ввинченные в них направляющие штоки 7 и 8. Между упругим элементом 4 и корпусом l установлены два резиновых кольца 9 и 10 с поясами l1 и 12 трения, представляющими собой асбестовую тормозную ленту, вклееную в кольцевые проточки на наружных поверхностях åзиновых колец 9 и 10. Между резиновыми кольцами 9 и l0 коаксиально относительно упругого элемента 4 размещена цилиндрическая пружина l3 сжатия, в на торцах упругого элемента 4 выполнены глухие каналы l4-l6, размеры которых определены следующими соотношениями
l 1
Н = — H: V = — Э;
3 " 4
6546 бота цилиндрического упругого элемента
4 и цилиндрической пружины l3 сжатия повышает эффективность виброизоляции при малых амплитудах колебаний, в энергия колебаний рассеивается только за счет неупругого сопротивления резины При больших амплитудах эа счет деформации сжатия цилиндрического упругого элемента 4 заполняются зазоры
И1 между резиновыми кольцами 9 и l0 и цилиндрическим упругим элементом 5.
Создается распорное усилие и возникает сила сухого трения поясов 1l и l2 трения колец 9 и 10 о внутреннюю поверхность цилиндрического корпуса 1, в энергия колебаний в этом случае рассеивается, главным образом, за счет работы сил сухого трения.
Формула изобретения
l. Демпферное устройство, содержащее цилиндрический корпус с крышками, ус25 тановленный в йем цилиндрический упругий элемент, нажимные диски и направляющие штоки для центрирования упругого элемента,отличающееся тем, что, с целью улучшения динамических xag0 рвктеристик устройства, оно снабжено двумя резиновыми кольцами с поясами трения, установленными на крышках между упругим элементом и корпусом, цилиндрической пружиной сжатия, размещен35 нОЙ кОвксивльнО относительно уттругого элемента между резиновыми кольцами, a Ha торцах упругого элемента выполнены глухие каналы, размеры которых определены следукяцими соотношениями
40 а н = — н;, = т
3 4
К торцовым поверхностям резиновых колец 9 и lO приклеены металлические шайбы l7-l8, в к торцовым поверхностям упругого элемента 4 приклеены шайбы 21. и 22. Глубина глухих каналов
14-l6, выполненных в упругом элементе 4, регулируется устанавливаемыми в них резиновыми дисками 22, чем достигается регулирование жесткости упругого элемента 4.
Деь;пферное устройство работает следующим образом.
При малых амплитудах колебаний возмущение воспринимается цилиндрическим упругим элементом 4 и цилиндрической пружиной l3 сжатия. Одновременная раl l
Н y1= Dl
4 2
1 н Н;
3 г =
50 где Н и D - соответственно высота и наружный диаметр упругого элемента, а г — радиус, на котором выполняется соответствующий канал.
2.. Устройство по и. l, о т л и ч в ющ е е с я тем, что, с целью регулирования жесткости упругого элемента, оно снабжено резиновыми дисками, установленленными в глухих каналах.
796546
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
l. Вагоны П.од ред. М. В. Винокурова, М., Транспорт", l953, рис. 305.
2. Ткачев С. М. и др. Расчет резино-фрикционного амортизатора.—
Строительные и дорожные машины"
¹ 3.0, l973, рис. 5 (прототип).
796546
Piz z
Составитель О. М альпев
Редактор K. Ковач Техред М.Коштура Корректор П. Степ
Даказ 97 48/5 2 Тираж 10 17 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушскал паб,, и. 4/5
Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектппи, 1



