Пожарный аэродромный автомобиль
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистическнх
Республик
< 795539 (61) Дополнительное к авт. свнд-ву— (22) Заявлено 18.12.78 (21) 2699207/29-12 с прнсоеднненнет» заявки М— (23) П риорнтет— (51)М. Кл.
А 62 С 27/20
Гесудерстеаиеый кемитет
СССР
IIo лелем изобретений и еткрытиХ
Опубликовано 15.01.81 Бюллетень М 2 (53) УД К 614.844. .5:629.113 (088.8) Дата опубликования описания 17.01.81 (72) Авторы изобретения
В. Е. Макаров и Г. Н. Куприн
Высшая инженерная пожарно-техническая школа (71) Заявитель (54) ПОЖАРНЫЙ АЭРОДРОМНЫЙ АВТОМ И1Н."г
I ефе,:сесе"" ц,(Изобретение относится к противопожарной и спасательной технике, в частнос ти к автотехнике для тушения пожаров и обеспечения эвакуации пассажиров и членов экипажа из потерпевших аварию самолетов и вертолетов.
Известен пожарный аэродромный ав томобиль, включающий самоходное шасси, на раме которого размещена емкость с огнетушащим составом, насос и сред» ство для подачи огнетушашего состава к месту пожара (1 ).
Однако известное устройство обеспечивает только локальное тушение малых
И очагов пожара, не обладает способностью равномерной подачи огнетушащих срецств по всей площади пожара или по ее большей части и не обеспечивает одновремен» ное тушение пожара на большой площади)
20 поэтому является малоэффективным при тушении пожаров с большой площадью.
Цель изобретения - повышение эффективности пожаротушения..
2
Поставленная цель достигается тем, что автомобиль имеет шарнирно закреп ленную на раме и сбециненную с насосом полую штангу, а средство для подачи ог нетушащего состава выполнено в вице шарнирно подсоединенного к цругому кон цу полой штанги коллектора, состоящего из горизонтальной трубы и шарнирно прикрепленных к ее концам патрубков, при этом коллектор снабжен равномерно размещенными по всей длине насадками, установленными с возможностью качания вдоль продольной оси коллектора посредством реечного механизма.
Кроме того, передняя часть автомоби» ля снабжена бронированными створками с щелевыми прорезями для наблюдения за процессом тушения.
На фиг.1 схематически изображен пожарный аэродромный автомобиль в ис ходном положении; на фиг.2 — то же, вид спереди на фиг,3 - то же, с закрытыми бронированными створками, на фиг.4то жет при рабочем положении коллектора срецством и одновременное тушение пожара на большой площади. I
При необкоцимости поворотные патрубки 7 коллектора 6 могут быть перевецены в вертикальное положение, что позволяет осуществить одновременное протущявание очага пламени поц самолетом, защиту фюэеляша от воздействия пламени и защиту спасенных людей.
Перевод коллектора в рабочее положение может быть осуществлен на ходу авто-. мобиля при поцкоде к месту происшествия, что сокращает время привецения автомобиля в рабочее положение..
Предлагаемый автомобиль позволяет значительно повысить эффективность работ по тушению пожарЮ на больших площа« дях и спасению люцей при авивационнык авар«як и катастрофак, по быстрому созданию пенного слоя на взлетно-посацочной полосе для обеспечения аварийной посацки самолета, а также при тушении степных пожаров, пожаров на склацах
ЛВЖ и. ГЖ, лесобиржах, сельскохозяйственных угоций.
Формула изобретения
1. Пожарный аэродромный автомобиль, включающий самокоцное шасси, на раме которого размещена емкость с огнетущащим составом, насос и средство для подачи огнетушащего состава к месту пожара, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности пожаротушения, он имеет шарнирно закрепленную на раме и соециненную с насосом полую штангу, а срецство цля подачи огнетушащего состава выполнено в вице шарнирно подсоединенного к другому концу полой штанги коллектора, состоящего из горизонтальной трубы и шарнирно прикрепленных к ее концам патрубков, .при етом коллектор снабжен равномерно размещенными tlo всей цлине насадками,,установленными с возможностью качания
45 вдоль продольной оси коллектора llocpag» ством реечного механизма.
2. Автомобиль по п.l, о т л и ч аю шийся . тем, что передняя. часть автомобиля снабжена бронированными створками с щелевыми прорезями для наблюдения эа процессом тушения, Источники информации, 55 принятые Во внимание llpM экспертизе
1, Авторское свицетельство СССР
М 205509, кл. А 62 С 27/20, 1965
3 795539 ф на фиг.5 - то же, виц спереци (стрелка- ми показаны возможные варианты. манипу-. лирования поворотными патрубками) на фиг.6 - схема использования пожарного аэродромного автомобиля по тушению послеаварийного пожара самолета.
Пожарный аэродромный автомобиль включает самокодйое шасси с кузовом 1, к которому шарнирно закреплена полая штанга 2, соединенная с насосом 3. Дру- 1р гой конец штанги имеет опору 4 и шарниром 5 соединен с полым коллектором, выполненным в вице горизонтальной трубы
6 и двух поворотных патрубков 7, прикФ ренленных к концам горизонтальной трубы с помощью полых шарниров 8. Поворот патрубков.в вертикальной. плоскости осу ществляется механизмами 9. Равномерно по цлине коллектора закреплены.насацки
10 подачи огнетушащего состава. Изме- щ кение угла поворота насадков относитель но продольной оси коллектора осуществляется меканиэмами 11 возвратно-поступа тельного перемещения, которые рейками.
12 соединены с насацками. Поворот коллектора вокруг продольной оси осуществляется механизмом 13, один конец которого прикреплен к штанге, а противоположный - к коллектору.
Коллектор в транспортном положении лежит на опорах 14,. установленных на верхней части кузова автомобиля. Перевод коллектора в рабочее положение осуществляется механизмом 15. На шасси автомобиля размещены баки 16 для воды и пенообраэователя 17. Передняя часть автомобиля снабжена бронированными створками 18 с щелевыми прорезями 19 для наблюдения за процессом тушения.
Пожарный автомобиль работает слецующим образом.
При наличии в районе аварии разлив шегося по земле на большой площади горящего топлива на расстоянии 30-35 метров от фронта пожара бронированные створки 18 переводят в рабочее положе» ние, включением механизма 15 переводят . коллектор в рабочее положение, включением меканизмом 9 устанавливают патрубки 7 параллельно земце, после чего, включив поцачу огнетушащего состава в насац«и 10, начинают движение в направлении самолета. Одновременно включают возвратно-поступательные механизмы 11, которые с помощью реек 12 осуществляют возвратно-поступательное перемещение
Baca««oa s горизонтальной плоскости, 1 за счет чего обеспечивается равномерное орошение площади пожара огнетушащим
795539
Составитель Г, Куприн Редактор В. Романенко Техред N,Ðeéâåñ Корректор Н. Степ
Заказ 9537/1 Тираж 475 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП "Патент", г.Ужгород, ул, Проектная, 4



