Переносная моторная пила
д ру ДЮЖ (6&A
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
< >793759 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) За влево 06.07.79 (21) 2790206/29-15 с присоединением заявки— (23) Приоритет— (43) Опубликовано 07.01.81. Бюллетень ¹ 1 (45) Дата опубликования описания 22.01.81 (51) М.Кл В 27 В 17/00
Государственный комитет по делам изобретений и открытий (53) УДК 634.0.36:621. .936.6 (088.8) (72) Автор изобретения
Э. А. Келлер
Пермский политехнический институт (71) Заявитель (54) ПЕРЕНОСНАЯ МОТОРНАЯ ПИЛА
Изобретение относится к мотоинструментам и может быть использовано в лесной и деревообрабатывающей промышленности.
Известна переносная моторная пила, включающая двигатель с пильным аппаратом, бензобак, опорную раму с рукоятками управления и маховик, который связан с крыльчаткой вентилятора, установлен на коленчатом валу двигателя и снабжен гасителем угловых колебаний (1, 2).
Недостатком известных моторных пил является недостаточно эффективное снижение угловых колебаний коленчатого вала, а также то, что эти устройства работают в сравнительно узком диапазоне частот возбуждения.
Цель изобретения — расширение частотного диапазона гашения угловых колебаний коленчатого вала.
Это достигается тем, что гаситель выполнен в виде кольца, которое установлено между маховиком и крыльчаткой вентилятора, причем последняя смонтирована подвижно в осевом направлении на коленчатом валу и снабжена пружинами для поджатия ее к маховику. На контактирующих с крыльчаткой вентилятора и маховиком поверхностях кольца установлены фрикционные прокладки.
На фиг. 1 изображена переносная моторная пила, общий вид; на фиг. 2 — узел 1 фиг. 1.
Переносная моторная пила включает двигатель 1 с пильным аппаратом 2, бензобак 8, опорную раму 4 с рукоятками управления 5 и б, связанную с двигателем 1 при помощи упругих элементов 7 и 8. Упругие элементы 7 и 8 выполнены в виде цилиндрических винтовых равножестких пружин, установленных без натяга, средние витки которых жестко соединены с проушинами двигателя, а концевые с кронштейнами опорной рамы 4. Коленчатый вал 9 двигателя жестко соединен с маховиком 10. Гаситель угловых колебаний коленчатого вала 9 выполнен в виде кольца 11, установленного между торцами маховика 10 и крыльчаткой 12 вентилятора охлаждения
20 двигателя 1. Крыльчатка 12 установлена на коленчатом валу 9 с возможностью перемещения вдоль оси коленчатого вала, например, при помощи шпонки 13 и снабжена пружинами 14, поджимающими крыльчатку
2S 12 к маховику 10. Регулировка усилия поджатия крыльчатки 12 осуществляется гайками 15. На торцовых поверхностях кольца
11 установлены прокладки,16, выполненные из фрикционного материала, например из тормозной асбестовой ленты.
793759
Моторная пила работает следующим образом.
При вращении коленчатого вала на него действуют гармоники периодических моментов сил со стороны кривошипа двигателя с различными частотами, под действием которых коленчатый вал с маховиком, муфтой сцепления и другими элементами привода пильной цепи совершает угловые (крутильные) колебания, формы которых определяются близостью собственных частот угловых колебаний системы к частотам гармоник возмущающих моментов сил. В подавляющем большинстве моделей мотопил наиболее опасной является первая форма угло- 15 вых колебаний с максимальными амплитудами на маховике. При значительных угловых колебаниях маховика 10 и крыльчатки
12 вследствие инерции кольца 11, последнее проскальзывает относительно маховика и щ крыльчатки, рассеивая энергию угловых колебаний коленчатого вала на работу сил сухого трения по контактным поверхностям.
Это позволяет существенно снизить амплитуды угловых колебаний коленчатого вала 26 и, следовательно, угловые колебания двигателя и рукояток управления, возникающих от реактивных моментов, действующих на корпус двигателя. Оптимальное значение момента трения устанавливается поджатием 30 крыльчатки 12 к кольцу 11 при помощи регулировочных гаек 15 и подбором жесткости пружин 14. Прокладки 1б, выполненные из фрикционного материала, позволяют создать необходимый момент трения при мень- 35 ших усилиях поджатия крыльчатки. Эффективное гашение угловых колебаний коленчатого вала происходит в широком диапазоне чисел оборотов двигателя, что расширяет частотный диапазон гашения угловых колебаний коленчатого вала и практически обеспечивает снижение угловых колебаний двигателя и рукояток на режимах как рабочего, так и холостого хода. Благодаря установке фрикционного гасителя также повышается надежность и долговечность коленчатого вала.
Формула изобретения
1. Переносная моторная пила, включающая двигатель с пильным аппаратом, бензобак, опорную раму с рукоятками управления и маховик, который связан с крыльчаткой вентилятора, установлен на коленчатом валу двигателя и снабжен гасителем угловых колебаний, отличающаяся тем, что, с целью расширения частотного диапазона гашения угловых колебаний, гаситель выполнен в виде кольца, которое установлено между маховиком и крыльчаткой вентилятора, причем последняя смонтирована подвижно в осевом направлении на коленчатом валу и снабжена пружинами для поджатия ее к маховику.
2. Пила по и. 1, отличающаяся тем, что на контактирующих с крыльчаткой вентилятора и маховиком поверхностях кольца установлены фрикционные прокладки.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Авторское свидетельство СССР № 519321, кл. В 27 В 17/00, 1974.
2. Авторское свидетельство СССР № б1.3893, кл. В 27 В 17/ОО, 1977 (прототип) 793759
/5
Составитель И. Карболин
Техред И. Ваболотнова Корректор И. Осиновская
Редактор Л. Волкова
Тип. Харьк. фил. пред. «Патент»
Заказ 1751/62 Изд. М 13О Тираж 541 Подписное
НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5


