Погружной маслонаполненный электродвигатель
С:жэ Советсинд
С оцналнстичесинк
Республик кв792494 (б1) Дополнительное и авт. свнд-ву (22) Заявлено 270279 (21) 2730272/24-07 с присоединением заявки Ио
{23) Приоритет
Опубликовано 30,12.80. бюллетень 48 (s> e („з
Н 02 К 5/12
ГосударственкыЯ комитет
СССР но делам мзобретеинЯ я открытяЯ (53) УДК 621. 313. .17.004:621. .65-213.32 (088.8) Дата опубликования описания 301250 (72) Автор изобретения
Э.М. Юрчак (71) Заявитель
1 (54 ) ПОГРУЖНОЯ ИАСЛОНАПОЛНЕННЫИ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ
Изобретение относится к погружным маслонаполнекным электродвигателям для привода насосов.
Известен протектор для маслонаполненкого электродвигателя, состоящий из корпуса, герметично разделенного диафрагмой на внутреннюю н внешнюю камеры, заполненные жидкостями, н промежуточного вала для передачи вращения от электродвигателя к насосу, имемцего уплотнительное устройство, состоящее нз вращающегося и невращающегося колец j1) .
Однако надежность и долговечность такого протектора недостаточно вели- 15 ка из-за отказа торцового уплотнения.
Известен погружной маслонаполкенкый электродвигатель, содержащий корпус, вал, протектор, который включает в себя вал для передачи вращения 26 от электродвигателя к насосу, внутреннее и внешнее торцовые уплотнения, состоящие нэ жестко закрепленного в корпусе кольца и вращакщегося подпружиненного кольца (2f. 25
Основным недостатком такого протектора является невозможность последовательного включения пар торцового уплотнения, что приводит к преждевременному иэносу колец внутренней 30 пары торцового уплотнения. Кроме того, через одновременно работающие пары торцового уплотнения затруднен выход газа иэ внутренней полости электродвигателя, что приводит к повышеккому расходу масла и снижению надежности гидрозащнты.
Целью изобретения является повышение надежности электродвигателя.
Это достигается тем, что внутри вала протектора выполнена осевая проточка, сообщающаяся с полостью электродвигателя и в верхней торцовой части вала закрытая диафрагмой, контактнрукщей с пластовой жидкостью и кинематически связанной с вращающимся подпружиненным кольцом внутреннего торцового уплотнения.
На чертеже изображен. электродвигатель, общий вкд.
Протектор имеет корпус 1, в котором на опорах скольжения 2 и 3 установлен вал 4 для передачи вращения от электродвигателя к насосу. Вал
4 имеет торцовое уплотнение, выполненное иэ двух пар 5 и 6. Каждая пара содержит неподвижные кольца 7 и
8, закрепленные в корпусе 1, и под"i внжные кольца 9 н 10, кмекхцие воэможность осевого перемещения. Подвижные
792494 кольца 9 и 10 поджимаются к неподвижным кольцам 7. и 8 с помощью пружин
11 и 12. Корпус 1 с помощью диафрагмы 13 делится на две герметичные камеры A и Б. Последняя сообщается с внутренней полостью двигателя.
Вал 4 протектора имеет осевое от-, верстие, в котором установлена тяга
14, обеспечивающая кинематическую связь вращающегося кольца 9 с диафрагмой 15, неподвижно закрепленной иа торцовой поверхности вала, контактирующей с пластовой жидкостью. Тяга 1 связана с вращающимся кольцом 9 при помощи штифта 16, установленного в радиальном отверстии вала. Диафрагма
15 уплотнена на торце при помощи муфты 1l, предназначенной для передачи вращения на вал насоса. В муфте
17 имеется отверстие, через которое диафрагма 15 контактирует с пластовой жидкостью.
Перед началом работы электродвигателя в его внутренней полости создается с помощью компенсатора избыточное давление по сравнению с давлением пластовой жидкости. Под действием усилия, возникающего в результате избыточного давления на диафрагму
15 и передаваемого с помощью тяги 14, вращающееся кольцо 9 перемещается в верхнее положение, отжимая при этом пружину 11. Между кольцами 9 и 7 образуется зазор, обеспечивающий холостую работу внутренней торцовой пары.
При выходе иэ строя внешней пары торцового уплотнения давление с обеих сторон диафрагмы 15 выравнивается кольца 9 и 7 внутренней пары вступают в контакт и начинают работу.
Таким образом обеспечивается последовательность работы пар торцового уплотнения, что увеличивает его надежность и долговечность. Кроме того, через открытую внутреннюю пару торцового уплотнения газ из внутренней полости электродвигателя легко проходит и скапливается под внешней па-. рой торцового уплотнения, а затем при снижении гидростатического давления стравливается через нее в окружающую среду.
Формула изобретения
Погружной маслонаполненный электродвигатель, содержащий корпус„вал, l5 протектор, который включает в себя вал для передачи вращения от электродвигателя к насосу, внутреннее и внешнее торцовые уплотнения, состоящие из жестко закрепленного в корЯ© пусе кольца и вращающегося подпружиненного кольца, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения надежности, внутри вала протектора выполнена осевая проточка, сообщаюyg щаяся с полостью электродвигателя и в верхней торцовой части вала закрытая диафрагмой, контактирующей с пластовой жидкостью H кинематически связанной с вращающимся подпружиненным кольцом внутреннего торцового уплотнения.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
ЗЗ 9 436415, кл. Н 02 К 5/12, 1971 .
2 ° Электродвигатели асинхронные серии ПЭД. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. ОТИЗ.
466.052, 1977, рис. 10.


