Сейсмостойкий мост
ОП ИКАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советсккн
Социалкстическнк
Республик
< 789646 (6I ) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 08.01.79 (21) 2710393/29-33 (5l)M. Кл.
Ъ
Е 01D 1/00
E 01D 19/04 с присоединением заявки ¹
Геоударстеенный комитет
СССР (23) Приоритет
Опубликоваио 23,12.80. Бюллетень ¹ 47
Дата опубликования описания 25. 12. 80 но делам нзобретеннй н открытнй (53 ) УД К 624.21. .094(088.8) (72) Автор изобретения
В. И. Кулиш
Ю
I с
Хабаровский политехнический институт (7I) Заявитель (54) СЕЙСМ ОСТОЙКИЙ МОСТ
Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано при возведении мостов в сейсмических районах.
Известен мост, включающий опоры и установленное на них через опорные части пролетное строение, причем опорные части выполнены в виде цилиндрического резинового опорного блока с укрепленной на боковой его поверхности кольцевой стяжкой. 1) .
Недостаток этого моста заключается в малой демпфирующей способности при сейсмическом воздействии вследствие того, что восстанавливающая сила возникает лишь эа счет демпфирования резиново15 го опорного блока.
Наиболее близким к предлагаемому является сейсмостойкий мост, включающий имеющие в верхней части вертикальные отверстия опоры, пролетное строение и опорные части, по крайней мере, одна иэ которых выполнена в виде имеющего сквозные отверстия цилиндрического резинового опорного блока, жесткого элемента и стержневых фиксаторов, установлен,ных в соответствующих отверстиях в опоре и в резиновом опорном блоке и взаимодействующих с жестким элементом, причем жесткий элемент установлен на резиновом опорном блоке и выполнен с углублениями под стержневые фиксаторы, жестко укрепленные нижними концами в соответствующих отверстиях в верхней части опоры, а между жестким элементом и пролетным строением размещены антифрикционная прокладка и верхняя опорная плита с боковыми упорами, кон« тактирующими через промежуточные элементы с жестким элементом P).
Недостаток этого сейсмостойкого моста заключается в относительно малой демпфирующей способности опорных частей при сейсмических воздействиях вследствие жесткого закрепления в опорах стержневых фиксаторов и исключения воз можных боковых перемещений пролетного строения .упорами на верхней опорной плите.
9646 4
Между опорой 1 и пролетным строением 2 размещена опорная часть, состоящая из цилиндрического опорного блока
5 с завулканизированным внутри него жестким элементом 6, имеющим форму эллипсоида вращения, и кольцевой стяжкой 7, укрепленной на боковой поверхности опорного блока 5.
На верхней и нижней поверкностях жесткого элемента укреплены одними концами соответственно дополнительные
8 и основные 9 стержневые фиксаторы, свободно установлекные цругими конца55 ми в соосные отверстия, соответственно
4и3.
Се йсм ост ойки и м ост работает следующим образом.
3 78
Бель изобретения — повышение демпфнрующей способности опорных частей при сейсмических воздействиях.
Указанная цель достигается тем, что . в сейсмостойком мосту, включающем имеющие в верхней части вертикальные от» верстия опоры, пролетное строение и опорные части, по крайней мере, одна из которых выполнена в виде имеющего сквозные отверстия цилиндрического резиново го опорного блока, жесткого элемента и стержневых фиксаторов, установленных в соответствующих отверстиях в опоре и в резиновом опорном блоке и взаимодействующих с жестким элементом в нижней части пролетного с роения выполнены отверстия, соосные соответствующим отверстиям в верхней части опор, по крайней мере, оцна из опорных частей снабжена дополнительными стержневыми фиксаторами и кольцевой стяжкой жесткий элемент завулканизирован внутри резинового опорного блока и выполнен в форме эллипсоида вращения, основные и дополнительные стержневые фиксаторы жестко укреплены оцними концами соответственно в нижней и верхней частях жесткого элемента, а цругими концами свободно установлены в отверстиях соответственно в верхней части опоры и в нижней части пролетного строения, причем кольцевая стяжка укреплена на боковой поверхности резинового опорного блока.
На чертеже изображен сейсмостойкий мост, продольный разрез в надопорном участке.
Мост включает опоры 1 и пролетное строение 2, имеющие соответственно в веркней и нижней частяк соосные вертикальные отверстия 3 и 4.
При воздействии на пролетное строение усилий от перепада температур и от временной нагрузки происходит деформирование резинового опорного блока 5 выше и ниже кольцевой стяжки 7. При возникновении сейсмических колебаний опора 1 смещается относительно пролетного строе ния 2, что приводит к перемещению име- ющего форму эллипсоица жесткого эле-, мента 6 и возникновению гравитационных. восстанавливающих сил и восстанавливающих сил за счет упругого цеформирования резинового опорного блока, обеспечивающих эффективное гашение колебаний моста.
Формула изобретения
Сейсмостойкий мост, включающий имеющие в верхней части вертикальные отверстия опоры, пролетное строение и опорные части, по крайней мере, одна из которых выполнена-в вице имеющего сквозные отверстия цилиндрического ре4 зинового опорного блока, жест кого элемента и стержневых фиксаторов, установленных в соответствующих отверстияк в опоре и в резиновом опорном блоке и
/ взаимодействующих с жестким элементом, отличающийся тем, что, с целью повышения демпфирующей способности опорнык частей при сейсмических воздействиях в нижней части пролетного строения выполнены отверстия, соосные соответствующим отверстиям в верхней части опор, по крайней мере, одна из опорных частей снабжена дополнительными стержневыми фиксаторами и кольцевой стяжкой, жесткий элемент эавулканизирован внутри резинового опорного блока и выполнен в форме эллипсоида вращения, основные и дополнительные стержневые фиксаторы жестко укреплены одними концами соответственно в нижней и верхней частях жесткого элемента, а другими концами свободно установлены в отверстиях соответственно в верхней части опоры и в нижней части пролетного строения, причем кольцевая стяжка укреплена на. боковой поверхности резинового опорного блока.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент Японии М 46-99836, кл. 87 С 14, 1976.
2. Патент Великобритании
K 1356839, кл. F 2 А, 1974.
789646
Составитель В. Ланков
Редактор Ю. Ковач Техред M. Табакович Корректор М. Вигула
Заказ 9010/32 Тираж 612 П одп иск ое
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент", г-. Ужгород, ул. Проектная, 4


