Разборная лодка
Союз Советских
Социалистических
Республик п»?8?252
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 191078 (21) 2676480/27-11 с присоединением заявки М— (23) Приоритет—
Опубликовано 151280. Бюллетень М 46
Дата опубликования описания 2012,80
Р1)м, кл.
В 63 В 7/02
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 629. 125..142.002.54 (088.8) (72) Автор изобретения
В. А. Строгонов
Всесоюзная научно-исследовательская лаборатория туризма и экскурсий Центрального совета по туризму и экскурсиям
ВЦСПС (71) Заявитель (5 4 ) РАЗБОРНАЯ ЛОДКА
Изобретение относится к мелкому судостроению и касается конструирования разборных лодок.
Известна разборная лодка, содержащая жесткий каркас, собранный из сое- 5 диненных между собой шпангоутов, стрингеров, привальных брусьев и кильсона с транцем, и мягкую оболочку, охватывающую набор с пришнуровкой ее к последнему (15 . 10
Недостаток указанной лодки заключается в том, что не представляется возможным изменять грузоподъемность и ходкость лодки.
Цель изобретения — обеспечение воэможности изменения грузоподъемности и ходкости лодки.
Для этого каждый из шпангоутов выполнен с выдвижными бортовыми ветвями, снабженными штырями и подпружинен-2р ными фиксаторами, и поперечными балками с башмаками, опирающимися на кильсон, при этом у каждого из шпангоутов бортовая ветвь посредством штырей связана с привальным брусом, а подпружи- 25 ненный фиксатор — с соответствующей поперечной балкой, причем транец установлен с возможностью поворота относительно кильсона, а гибкая оболочка пришнурована к верхним стрингерам и gp
2 снабжена мягкими лентами с петлями, связывающими стрингеры между собой в промежутках между шпангоутами.
На фиг. 1 схематически изображена лодка (без весел, банок и пайол), общий вид; на фиг, 2 — раздвижной шпангоут; на фиг. 3 — узел ? на Фиг. 1; на фиг. 4 — узел Н на фиг. 2.
Корпус лодки (фиг. 1) состоит из трубчатого каркаса и мягкой оболочки
1, которая огибает привальные брусья
2 и пришнурована к верхнему поясу стрингеров 3. Раздвижные шпангоуты 4 каркаса и транец 5 закреплены на кильсоне 6, при этом транец 5 соединен с кильсоном 6 посредством шарнира 7 и может поворачиваться в нем.
Раздвижные шпангоуты 4 выполнены из профилей овального сечения, каждый шпангоут содержит поперечную балку.
8 в средней части и две раздвижные ветви 9,фиксирующиеся в нескольких положениях с помощью, например, пружинных фиксаторов 10 и кронштейнов
11 для крепления продольного набора.
Каждый иэ прнвальных брусьев 2 состоит из отдельных секций, которые (фиг. 4) закреплены между собой на шпангоутах 4 с помощью штырей 12, которыми снабжены раздвижные ветви 9
787252 шпангоутов. Стрингеры 3 каждой секции соединены между собой гибкой лентой
13 с петлями, что кроме удобства сборки, уменьшает их деформацию От шнуровки, позволяя при увеличении их длины уменьшить число шпангоутов.
Поперечная балка 8 содержит башмак 14, Лодка работает следующим образом.
При сборке лодки сначала собирается полностью каркас, после чего на него надевается и пришнуровывается оболочка 1. Для изменения ширины лодки шнуровка ослабляется, раздвижные ветви 9 шпангоутов 4 фиксируются в новом положении в поперечных балках
8 посредством пружинных фиксаторов
10. Затем шнуровка затягивается вновь. 5
При этом транец 5 и шпангоуты 4 несколько изменяют угол наклона.
Регулировка ширины лодки дает воз-. можность быстро двигаться на веслах 7О по мелким рекам, плавать с шестом по мелководью, под парусом или мотором по крупным рекам, озерам и водохранилищам без ущерба для безопасности эксплуатации. Возможность в некоторых пределах изменять грузоподъемность и устойчивость лодки придает ей ряд новых положительных качеств, универсальность применения как для туристских путешествий с различной численностью экипажа„ так и для охоты и рыбной лов- ЗО ли. При этом возможно использование распашных и байдарочных весел или весел для каноэ . Перевернутая вверх днищем лодка служит навесом от дождя.
Формула изобретения
Разборная лодка, содержащая жесткий каркас, собранный из соединенных между собой шпангоутов, стрингеров, привальных брусьев и кильсона с транцем„ и мягкую оболочку, охватывающую набор с пришнуровкой ее к последнему, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения возможности изменения грузоподъемности и ходкости лодки, каждый из шпангоутов выполнен с выдвижными бортовыми ветвями, снабженными штырями и подпружиненными фиксаторами, и поперечными балками с башмаками, опирающимися на кильсон, при этом у каждого из шпангоутов бортовая ветвь посредством штырей связана с привальным брусом, а подпружиненный фиксатор - с соответствующей поперечной балкой, причем транец установлен с возможностью поворота относительно кильсона, и гибкая оболочка пришнурована к верхним стрингерам и снабжена мягкими лентами с петлями, связывающими стрингеры между собой в промежутках между шпангоутами.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР 9 217233, кл. В 63 В 7/02, 1963 (прототип).
787252
Тираж 497 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретЕний и открытий
113035, NocKBa, ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 8249/15
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Составитель Б. Даныаин
Редактор Н. Воловик Техред E.гаврылщщ(о Корректор М. Пожо


