Способ определения потерь мощности в электрической машине и устройство для его реализации

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

<>785663

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВ ЕТИЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 1602.79 (21 ) 2725525/18-10 с присоединением заявки Но (23) Приоритет

Опубликовано 071280. Бюллетень М 45 (51)М. Кл 3

G L 3/10

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 531.781 (088.8) Дата опубликования описания 071? 80 (72) Автор изобретения

Н. П. Мартинович

Специализированное проектно-конструкторское бюро

Донецкого областного управления грузового автотранспорта (71) Заявитель (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЙ ПОТЕРЬ МОЩНОСТИ

В ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЕ И УСТРОЙСТВО

ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ

Изобретение относится к измери- . тельной технике и может быть использовано при испытаниях электрических машин постоянного тока без применения специальных испытательных стендов.

Известный способ определения потерь мощности в электрической машине постоянного тока, заключающийся в том, что развиваемый двигателем вращающий момент и соответствующую ему отдаваемую 6 мощность определяют при помощи тормозного устройства, а подводимую электрическую мощность — электрическими измерительными приборами, не позволяет определить суммарные потери 15 мощности 11 .

Наиболее близким по технической сущности к изобретению является способ определения потерь мощности в электрической машине, заключающийся 20 в определении суммарных потерь в стали и механических потерь в ненагруженном режиме путем измерения тока, электрической мощности и частоты вращения якоря 21 .

Цель изобретения — повышение точности определения потерь мощности, Достигается это за счет того, что в нем измеряют величину мощности на 30 якоре без учета основных потерь в ere обмотках и иереходных контактах щеток и по величине этой мощности в ненагруженном режиме. определяют величину суммарных потерь в стали и механических потерь в зависимости от частоты вращения якоря> затем регистрируют разность величин мощности якоря и мощности на нем без учета основных потерь sего обмотках и переходных контактах щеток и определяют величину основных потерь в обмотках якорной цепи и переходных контактах щеток, регистрируют результат алгебраического суммирования мощности на якоре беэ учета основных потерь в нем н суммарных потерь в стали и механических потерь и определяют величину механической мощности электрической машины.

Известное устройство ддя осуществления способа определения потерь мощности в электрической машине z содержащее измеритель мощности на якоре, датчики и измерители тока якоря частоты его вращения .и измерительную схему, соединенную с обмотками якорей цепи электрической машины ие обеспечивает требуемой точности определения.

785663

Предлагаемое устройство обеспечивает более точное определение мощнос ти за счет того, что измерительная схема выполнена в виде прибора измерения основных потерь в обмотках якорной цепи и переходных контактах щеток, измерителя мощности.на якоре без учета основных потерь в его цепи, прибора измерения суммарных потерь мощности в стали и механических потерь в зависимости от частоты вращения якоря, прибора измерения механической мощности на валу машины, датчика электродвижущей силы якоря, блока определения разности величин мощностей, блока алгебраического суммирования и блока нелинейности, вход которого электри- f$ чески соединен с выходом датчика частоты вращения, а к выходу подключены прибор измерения .суммарных потерь мощности в стали и механических потерь и один вход блока алгебраическо- gg го суммирования, к выходу которого пдключен прибор измерения механической мощности, а другой вход соединен с выходом измерителя мощности на якоре без учета основных потерь в его цепи и с одним из входов блока определения разности величин мощности, другой вход которого соединен с выхо- . дом измерителя мощности на якоре, а к выходу подключен прибор измерения основных потерь в обмотках якорной це- 30 пи и переходных контактах щеток, один вход измерителя мощности на якоре без учета основных потерь соединен с датчиком тока, а другой вход его подключен к выходу датчика электродви- 3S жущей силы, вход которого соединен с обмотками якорной цепи электрической машины

Предлагаемый способ определения потерь мощности в электрической машине тока поясняется схемой устройства для его осуществления.

Это устройство содержит измеритель

1 мощности якоря электрической маши-, ны 2, выполненный, напРимер, в виде 4$ функционального преобразователя 3, выходной сигнал которого пропорционален измеряемой электрической мощности.и измерительного прибора 4, соединенного с е1 О ВыхОДОм е ОДин ВХОД функциО 5{) нального преобразователя 3 (по току) соединен с датчиком 5 тока, а другой вход (по напряжению) соединен с якорной цепью электрической майины 2.

Б,датчику 5 тока подключен прибор

6 измерения тока. якорной цепи машины

2. Датчик 7 частоты вращения якоря механически соединен (условно не показано) с якорем (валом) машины 2, а электрически — с измерительным прибором 8 частоты вращения якоря и с . 4{) входом блока 9 нелинейности. Выход же блока нелинейности 9 электрически соединен с прибором 10 измерения суммарных потерь мощности в стали и механических потерь в зависимости от частоты вращения якоря и с одним входом блока 11 алгебраического суммирования. К выходу блока 11 подключен прибор 12 измерения механической мощности на валу, а другой его вход соединен с выходом измерителя 13 мощности на якоре без учета основных (тепловых) потерь в его цепи с одним входом блока 14 определения разности величин мощности. Измеритель 13 мощности, как и измеритель 1, также может быть выполнен в виде функционального преобразователя 15 и измерительного прибора 16, соединенного с выходом преобразователя 15, входы которого соединены соответственно с датчиком 5 тока и с выходом датчика

17 электродвижущей силы, вход которого соединен с якорной цепью машины

2. Выход преобразователя 3 измерителя

1 мощности якоря соединен с вторым входом блока 14, к выходу которого . подключен прибор 18 измерения основных (тепловых) потерь в обмотках якорной цепи и переходных контактах щеток.

В режиме ненагруженной электрической машины осуществляют вращение якоря испытуемой электрической машины 2.

Изменяя величину подведенного напряжения к обмотке возбуждения (условно не показанной) или к якорю электрической машины 2, изменяют и частоту вращения якоря, изменяемую прибором 8.

Датчиком 17 определяют электродвижущую силу испытуемой электрической машины 2 и умножают на преобразователь 15 ее величину на величину тока якорной цепи. Иа выходе преобразователя 15 прибором 16 измеряют электрическую мощность Р без учета основных потерь в обмотках якорной цепи и переходных контактах щеток.

В режиме ненагруженной электрической машины мощность Р„, регистрируемая прибором 16, затрачивается только на преодоление суммарных механических потерь и потерь в стали при любых значениях установившейся частоты вращения вала машины. Поэтому по показаниям измерительного прибора 16 при различных значениях частоты вращения

- вала машины настраивают выходной сигнал блока 9 нелинейности, измеряемый прибором 10. Показания приборов 16 и

10 в режиме ненагруженной электрической машины всегда равны между собой при одном и том же значении частоты вращения вала и равны суммарным потерям в стали и механическим потерям, а на выходе блока 11 алгебраического суммирования сигнал, измеряемый прибором

12, всегда равен нулю в таком режиме работы машины.

Основные потери в обмотках якорной цепи.и переходных контактах щеток, измеряемые прибором 18, в двигательном режиме при любых нагрузках равны

Составитель А. Новиков

Редактор Е. Гончар ТехредА.Цепанская Корректор С. Шекмар

Заказ 8828/42 Тираж 1019 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Е-35 Раушская наб., д..4/5

Филиал ППП. "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4 вход его подключен к выходу датчика электродвижущей силы, вход которого соединен с обмотками якорной цепи электрической машины.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент Франции М 2064031, кл. G 01 L 5/00, опублик. 20.08. 71.

2. ГОСТ 11828-75. Машины электрические вращающиеся, Общие методы испытаний. — М.; "Госстандарт", 1975, с. 13-14 (прототип).

785663 разности между мощностью якоря (подводимой к машине), регистрируемой измерителем 1 и мощностью на якоре беэ учета основных потерь в его цепи, измеряемой прибором 16. Величина разности этих мощностей определяется блоком 14 и измеряется прибором

18. А отдаваемая двигателем мощность при любых нагрузках и частоте вращения якоря определяется вычитанием на блоке 11 алгебраического суммирования из мощности, регистрируемой прибором

16, величины суммы потерь в стали и механических потерь при данной частоте вращения вала машины, регистрируемой прибором 10. Мощность на валу двигателя измеряют прибором 12. 15

В генераторном режиме работы испытуемой машины определяют величину основных потерь в обмотках якорной цепи и переходных контактах щеток, ;щ мощность, подведенную к валу генератора и электрическую мощность, развиваемую генератором (мбщность якоря).

Величину суммы потерь в стали и механических потерь определяют в зависимости от частоты вращения вала при работе испытуемой машины в режиме ненагруженного двигателя.

Мощность на якоре без учета основ-. ных потерь aего обмотках и переходных контактах щеток — полная .злектри- ЗО ческая мощность З, развиваемая .генератором и регистрируется прибором 16.

Основные потери в обмотках якор,ной цепи и переходных контактах щеток генератора, как и в двигательном е- 35 жиме, измеряют прибором 18 и определяют вычитанием на блоке 14 из полной электрической мощности Р„, развиваемой генератором и регистрируемой прибором 16, величины электрической щ мощности якоря, регистрируемой измерителем 1 и отдаваемой генератором в цепь его нагрузки.

Мощность, подводимую к валу генератора при любых нагрузках и частоте вращения якоря, определяют суммирова- 5 нием на блоке 11 алгебраического суммирования мощности на якоре беэ учета основных потерь в его цепи, регистрируемой прибором 16, и суммы потерь в стали и механических потерь соот- 50 ветствующей данной частоты вращения вала и регистрируемой прибором 10.

Мощность, подводнмую к валу генератора,. измеряют прибором 12.

Настоящий способ позволяет осу- 5$ ществлять определение и измерение потерь мощности в электрических машинах постоянного тока при любых режимах их работы без применения специальных тарированных нагрузочных машин.

Формула изобретения

1. Способ определения потерь мощности в электрической машине, эаклю- 65 чающийся в определении суммарных потерь в стали и механических потерь в ненагруженном режиме, путем измерения тока, электрической мощности и частоты вращения, якоря, о т л и— ч а ю шийся тем, что, с целью по,вышения точности определения, в нем измеряют величину мощности на якоре без учета основных потерь в его обмотках и переходных контактах щеток и по величине этой мощности в ненагруженном режиме определяют величину суммарных потерь в стали и механических потерь в зависимости от частоты вращения якоря, затем регистрируют разность величин мощности якоря и мощности на нем беэ учета основных потерь в его обмотках и переходных контактах щеток и определяют величину основных потерь в обмотках якорной цепи и переходных контактах щеток, регистрируют результат алгебраического суммирования мощности на якоре без учета основных потерь в ием и суммарных потерь в стали и механических потерь и определяют величину механической мощности электрической машины.

2. Устройство для реализации спа° соба по п.1, содержащее измеритель мощности на якоре, датчики и измерители тока якоря, частоты его вращения и измерительную схему, соединенную с обмотками якорной цепи электрической машины, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что измерительная схема выполнена в . виде прибора измерения основных потерЬ в обмотках якорной цепИ и переходных контактах щеток, измерителя мощности на якоре без учета основных потерь в его цепи, прибора измерения суммарных потерь мощности в стали и механических потерь в зависимости от частоты вращения якоря, прибора измерения механической мощности на валу машины, датчика электродвижущей силы якоря, блока определения разности величин мощности, блока алгебраического суммирования и блока нелинейности, вход которого электрически соединен с выходом датчика частоты вращения, а к выходу подключены прибор измерения суммарных потерь мощности в стали и механических потерь и один вход блока алгебраического суммирования, к выходу которого подключен прибор измерения механической мощности, а другой вход соединен с выходом измерителя мощности на якоре без учета основных потерь в его цепи и с одним входом блока определения разности величин мощности, другой вход которого соединен с выходом измерителя мскцности на якоре, а к выходу подключен прибор измерения основных потерь в обмотках якорной цепи и переходных контактах щеток, один вход измерителя мощности на якоре беэ учета основных потерь соединен с датчиком тока, а другой

Способ определения потерь мощности в электрической машине и устройство для его реализации Способ определения потерь мощности в электрической машине и устройство для его реализации Способ определения потерь мощности в электрической машине и устройство для его реализации Способ определения потерь мощности в электрической машине и устройство для его реализации 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения или регулирования крутящего момента в установках со значительными располагаемыми и потребляемыми мощностями, например, на морских судах для измерения крутящего момента на валах гребных винтов, на валах прокатных металлургических станов, на валах несущего ротора вертолета, на валу газоперекачивающего агрегата, на валу редуктора турбо-винтового авиационного двигателя и т.д

Изобретение относится к измерительной технике и может бытъ использовано для графического контроля характера неравномерности распределения в течение периода вращения крутящего момента активных и тормозящего момента пассивных вращающихся объектов

Изобретение относится к области измерений кутящих моментов на тормозном валу, а также углов рассогласования вращающихся валов и может быть использовано в следящих приводах, а также для измерений мгновенных значений крутящих моментов в фиксированных положениях вращающегося вала

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и используется для непрерывного бесконтактного измерения параметров вращающегося вала при определении эффективной мощности

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к рулевым приводам с сервомеханизмами в качестве устройства для бесконтактного измерения крутящего момента рулевого вала в системе управления электромеханическим усилителем руля

Изобретение относится к автомобилестроению и может использоваться в качестве датчика для бесконтактного измерения крутящего момента рулевого вала в системе управления электромеханическим усилителем руля

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к рулевым приводам с сервомеханизмами и может использоваться в качестве датчика для бесконтактного измерения крутящего момента рулевого вала в системе управления электромеханическим усилителем руля

Изобретение относится к технике измерения крутящих моментов между двумя соосными валами
Наверх