Устройство для переключения передач в ступенчатой коробке передач транспортного средства
ОП ИСАИИ"-Й
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
<1 11 785069
Союз Советскмв
- Соцмалмстмческмв
Реслублмк
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 03.11.78 (21) 2681033/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл,з
В 60 К 1708
В 60 К 41/00
Государственный комитет (53) УДК 629.113-585. 1 (088.8) Опубликовано 07.12.80. Бюллетень № 45
Дата опубликования описания 17.12.80 во делам изобретений н открытий
В. В. Зеленов, Г. Д. Чернышев, Б. Ф. Индейкин, А. А. Лебедев, Ю. И. Сенников, И. И. Козлов, И. В. Чайковский и Н. А. Моляков (72) Авторы изобретения
Ярославский моторный завод (производственное объединение
«Автодизель») (7! ) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ
В СТУПЕНЧАТОЙ КОРОБКЕ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Изобретение относится к механическим ступенчатым трансмиссиям с переключением передач под нагрузкой, а именно к устройст-. вам для переключения передач в указанных трансмиссиях, и может быть использовано, например, в транспортных средствах, агрегатируемых с сельскохозяйственными машинами.
Известно устройство для переключения передач в ступенчатой коробке передач транспортного средства, содержащее корпус с установленными каретками с вилка1О ми для переключения синхронизаторов коробки передач, связанными с органом управления переключением передач, и пневмораспределитель, выходы которого сообщены с соответствующими входами силовых цилиндров фрикционных муфт коробки передач )I).
Данное устройство наиболее близко по технической сущности к изобретению.
Коробка передач, в которой использовано указанное устройство, выполнена с несколькими параллельными кинетическими цепями, поочередно включаемыми беэ разрыва потока мощности с помощью двусторонних синхронизаторов и фрикционных муфт. Устройство для переключения передач содержит каретки с вилками для переключения синхронизаторов и пневмопривод с распределителем для переключения фрикционных муфт. На каретках выполнены пазы, сориентированные поперек хода кареток.
В пазы входит конец органа управления, который при переключении передач поочередно переводится иэ паза одной каретки в паз другой. Распределитель пневмопривода содержит два клапана и подпружиненное коромысло с гребенкой, входящей в пазы одной из кареток.
Для получения нужной передачи орган управления переводят в паз соответствующей каретки. В результате взаимодействия органа с коромыслом распределителя пневмопг ивод получает команду на переключение фрикционных муфт. Затем, если необходимо, переключают связанный с данной кареткой синхронизатор, переводя каретку с помощью рычага в новое положение.
Недостаток описанного устройства состоит в том, что при переключении передач пневмопривод получает команду на пере785069
3 ключение фрикционных муфт сразу же, как .только орган управления перейдет в паэ соответствующей каретки. Если для получения нужной передачи необходимо еще переключить.синхронизатор, то это должно быть без промедления, в противном случае фрикционные муфты переключатся раньше сии. хронизатора, что приведет к включению не той передачи, которая нужна, или даже н поломке зубьев синхронизатора (если переключение фрикционных муфт .завершится в момент переключения синхронизатора). На прак гике это создает значительные неудобства в управлении трансмиссией, требует от оператора повышенного внимания, повышенной быстроты выполнения операций. Возможность- преждевременного переключения фрикционных муфт отрицательно сказывается на надежности устройства и всей трансмиссии в целом.
Цель: изобретения — повышение удобства управления и надежности работы путем предотвращения преждевременного переключения фрикционных муфт.
Поставленная цель достигается тем, что устройство снабжено пневматическими кла-" pанами с органами управления, входы которых сообщены с ресивером, а выходы — c соответствующими входами пневмораспределителя, при этом вилки на каретках для переключения синхронизаторов подпружинены с двух сторон относительно каретки и установлены подвижно в направлении рабочего хода кареток, а каретки выполнены с упорами, имеющими фигурные пазы для взаимодействия с органами управления пневмокла панами.
На. фиг. 1 показана схема прохождения силового потока в ступенчатой трансмиссии, для которой предназначено описываемое устройство; на фиг. 2 — устройство для переключения передач.
Ступенчатая трансмиссия, для которой предназначено предлагаемое устройство, имеет" четыре параллельных кинематических цепи 1, 2, 3 и 4, которые соответствуют передачам трансмиссии. Включение первой и третьей передач обеспечивается фрикционной муфтой 5 и синхронизатором 6 с зубчатыми муфтами 7 и 8. Вторая и четвертая передачи включаются с помощью фрикционной муфты 9 и синхронизатора 10 с зубчатыми муфтами 11 и 12. Фрикционные муфты выполнены по типу обычных автотракторных сцеплений, т. е. нормально включенными.
Устройство для переключения передач содержит каретки 13 и 14 для переключения синхронизаторов и пневмораспределитель 15 с силов ям цилиндром 16 для переключения фрикционных муфт.
На каретках 13 и 14 подвижно установлены вилки 17 и 18, подпружиненные каждая с двух сторон пружинами 19, 20 и 21, 22 сжатия. Каретка 13 через вилку 1? связана с синхронизатором 6. Левое рабо-4 чее положение каретки 3 соответствует включению муфты 7 синхронизатора 6, правое положение — включению муфты 8. Каретка 14 через вилку 18 связана с синхронизатором 10. Левое рабочее положение кареФки 14 соответствует включению муфты
II синхронизатора 10, правое положение— включению муфты 12. На каретках выполнены пазы 23, 24 и 25, 26. Пазы размещены таким образом, что при любом иэ четырех возможных вариантов взаимного расположения кареток имеется по крайней мере одна пара совпадающих друг с другом пазов. В пазы кареток попеременно входит конец органа 27 управления переключением.
Каретки снабжены выполненными в виде штоков упорами 28 и 29 с фигурными пазами, имеющими скосы 30, 31 и 32, 33.
Пневмораспределитель 15 выполнен с импульсным управлением, т. е. заняв после приложения к нему управляющего усилия определенное положение, он остается в этом
2в положении и при снятии усилия и возвращается в исходное положение только после повторного приложения к нему управляющего импульса.
На фиг. 2 показан один из возможных вариантов такого выполнения. Пневмораспределитель содержит золотник 34 с плунжером 35 и управляющими полостями 36 и
37 и два пневмоклапана 38 и 39. При закрытом положении пневмоклапанов управляющие полости золотника 34 сообщаются с атьe мосферой, при открытом — с ресивером.
Оба пневмоклапана выполнены нормально закрытыми. Штоки 40 и 41 пневмоклапанов распределителя взаимодействуют с упорами 28 и 29 кареток 13 и 14.
Работает устройство для переключения передач следующим образом.
Принятое исходным положение, которое узлы и детали устройства занимают подлеперехода с первой передачи на вторую, по- казано на фиг. I и 2.
4в Переход со второй передачи «а третью осуществляют в два этапа. Сначала переключают синхронизатор 6 (трансмиссия s. это время продолжает работать на второй передаче), а затем фрикцибнные муфты, размыкая цепь 2 и замыкая цепь 3.
4f
Для переключения синхронизатора 6 орган 27 управления переключением переводят в паз 23 каретки 13 и затем посредством органа 27 перемещают каретку !3 вправо. Вместе с калеткой 13 движется и вилка
17, переключая синхронизатор 6 (т.е. выключая муфту 7 и включая муфту 8). На этом первый этап переключения передач заканчивается. Скос 3! упора 28 каретки 13 в это время приближается к пневмоклапану 39, но во взаимодействие с ним еще не вступает. Поток мощности по-прежнему проходит по кинематической цепи 2 второй передачи.
785069
Для того чтобы завершить процесс переключения передач, необходимо продолжить воздействие органа 27 на каретку 13 в том же направлении, т.е. вправо. Вилка 1? пр этом остается на месте, а каретка !3, сжи мая пружину 19, перемещается дальше впра во. Скос 31 упора 28 воздействует на шток
40 пневмоклапана 38, пневмоклапан 38 открывается и соединяет полость 36 золотника 34 с источником давления, плунжер 35 золотника перемещается в новое положение (на чертеже — вниз) и подает команду на переключение фрикционных муфт. Вклю. чается фрикционная муфта 5 и выключается муфта 9, в результате замыкается кинематическая цепь 3 третьей передачи.
После снятия управляющего усилия с орга;а управления переключением каретка
13 под воздействием пружины 19 отходит несколько влево до уравновешивания пружин !9 и 20, т.е. до того положения, которое каретка занимала после ° переключения синхронизатора 6. Пневмоклапан 38 пневмораспределителя при этом закрывается, но плунжер 35 золотника 34 остается попрежнему в нижнем положении и трансмис. сия продолжает работать на 3-ей передаче.
Если из показанного на чертежах исход. ного положения, т.е. со второй передачи, нужно перейти на первую передачу, то пере. ключить синхронизатор 6 не требуется (соответствующая первой передаче зубчатая муфта 7 уже включена). В этом случае, переводя орган управления переключением в паз 23 каретки 13, каретку 13 перемещают влево. При этом упор 28 скосом 30 открывает пневмоклапан 38, что приводит, как уже описано выше, к переключению фрикционных муфт, т.е. к включению первой передачи.
Таким образом, последовательно переходя с нечетных передач на четные и наоборот, осуществляют переключение передач беэ разрыва потока мощности. формула изобретения
Устройство для переключения передач в фр ступенчатой коробке передач транспортного средства, содержащее корпус с установленными каретками с вилками для переключе.ния синхронизаторов коробки передач, связанными с органом .управления переключением передач, н пневмораспределитель, выходы которого сообщены с соответствующи. ми входами силовых цилиндров фрикционных муфт коробки передач, отличающееся тем, что, с целью повышения удобства управления и надежности работы путем предотвращения преждевременного переключения фрикционных муфт, оно снабжено пневматическими клапанами с органами уп- равления, входы которых сообщены с ресивером, а выходы — с соответствующими входами пневмораспределителя, при этом вилки на каретках для переключения синхронизаторов подпружинены с двух сторон относительно каретки и установлены подвижно в направлении рабочего хода кареток, а каретки выполнены с упорами, имеющими фигурные пазы для взаимодействия с органами управления Пневмоклапанами.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
l. Авторское свидетельство СССР № 147461, кл. В 60 К 17/08, 1961 (прототип) 785069
Составитель Н. Белоусько
Редактор Г. Бельская Текред А. Бойкас Корректор М. Коста
Заказ В730/t3 Тираж 763 Подписное
ВНИИНИ Государственного комитета СССР
Ао делам изобретений и открытий! 13036, Москва, Ж вЂ” 35. Раушская наб:, д. 4/6
Филиал ППП «Патентэ. г. Ужгород, ул. Проектная, 4



