Устройство для измерения моментов

 

(F11777500

НИЕ

ЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

ДЕТЕЛЬСТВУ свид-ву

2736712/18-10 (51) М. Кл.

G 0IL 3/00 и №

Государственный комите

Бюллетень № 41 писания 07.11,80 (53) УДК 531.781 (088.8) ло делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения

В. И. Моргунов и P. В. Александров (71) Заявитель (54) УСТРОИСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ МОМЕНТОВ

Изобретение относится к области силоизмерительной техники, Известный электромагнитный компенсационный моментомер, содержащий чувствительный элемент на упругой подвеске с 5 рамками силовой обратной связи, датчик угла, усилитель компенсации, электромагнитный датчик отрицательной жесткости и регистрирующий прибор, не обеспечивает требуемой точности измерения (1). 10

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к изобретению является устройство для измерения моментов, содержащее корпус, подвижную часть, установленную в опорах корпуса, датчик углового положения подвижной части, связанный со входом усилителя переменного тока электронного блока обратной связи, и моментный датчик постоянноготока, обмотка которого расположена на под- 20 вижной части (2).

Недостатком устройства является низкая чувствительность.

Целью изобретения является повышение чувствительности, 25

Указанная цель достигается за счет того, что датчик углового положения выполнен в виде расположенной на подвижной части обмотки, плоскость которой перпендикулярна к плоскости обмотки моментного 30 датчика, а электронный блок снабжен логическим устройством, реверсивным ключом, стабилизатором тока и источником питания переменного тока, причем один вход реверсивного ключа связан с выходом логического устройства, соединенного одним входом с источником питания, другой — с выходом стабилизатора тока, при этом моментный датчик соединен с выходом реверсивного ключа и с источником питания, а другой вход логического устройства связан с выходом усилителя.

На фиг. 1 представлена конструктивная схема устройства; на фиг. 2 — схема электронного блока обратной связи; на фиг. 3— графики, поясняющие работу устройства.

Устройство для измерения моментов состоит (см. фиг. 1) из корпуса 1, изготовленного из магнитомягкого материала, подвижной части 2, установленной в опорах скольжения 3, и моментного датчика постоянного тока. Моментный датчик выполнен в виде рамочной двухсекционной обмотки 4, закрепленной в пазах на цилиндрической поверхности колпачка 5, постоянного магнита 6, линия полюсов которого расположена в плоскости чертежа, и немагнитной прокладки 7. Активная частьрамочной обмотки 4, совпадающая с образующей колпачка 5, расположена по линии

777500

3 полюсов магнита 6. Устройство содержит датчик углового положения подвижной части, выполненной в виде двухсекционной обмотки 8, расположенной на колпачке 5 подвижной части 2 в плоскости, перпендикулярной к плоскости обмотки моментного датчика. Обмотки 4 и 8 подключены через ленточные токоподводы 9, 10 к электронному блоку обратной связи. Для демпфирования подвижной части 2 корпус 1 частично заполнен жидкостью 11. Передача измеряемого микромомента от испытуемого элемента 12 к подвижной части 2 осуществляется через ось 13, два фланца 14, один из которых скреплен с осью 13, а другой — с подвижной частью 2, и стяжек 15, проходящих через отверстия в корпусе 1. Электронный блок обратной связи (см. фиг. 2) выполнен в виде усилителя переменного тока 16, логического устройства 17 с двумя входами, реверсивного ключа 18, стабилизатора тока 19 и источника питания переменного тока 20.

Логическое устройство 17 связано с реверсивным ключом 18, к которому подключены стабилизатор тока 19 и первая секция обмотки 4 моментного датчика. Первая секция обмотки 4 зашунтирована фильтрующей емкостью, а вторая секция подключена к источнику 20.

Устройство работает следующим образом.

В исходном положении переменный ток источника 20, проходя по второй секции обмотки 4, взаимодействует с полем постоянного магнита 6 и преобразуется в синусоидальный момент, под действием которого подвижная часть 2 совершает угловые колебания вокруг оси вращения. Амплитуда колебаний А (см. фиг. 3,a) определяется величиной тока, коэффициентом преобразования моментного датчика, коэффициентом демпфирования и моментом инерции подвижной части. Вследствие перпендикулярности плоскости обмотки 8 линии полюсов магнита б в последней индуцируется гармоническое напряжение U (см. фиг. З,б) удвоенной частоты- по отношению к частоте колебаний подвижной части 2. Напряжение

U преобразуется усилителем 16 и поступает на один из входов логического устройства 17, на другой вход которого подается информация об амплитуде колебаний подвижной части 2 от источника 20. Логическое устройство 17 формирует команды U > управления реверсивным ключом 18 в моменты, когда напряжение U (см. фиг. З,б) равно нулю, а его производная положительна (см. фиг. З,в). Полярность команды определяется знаком производной от амплитуды А колебаний подвижной части 2.

Положительные команды формируются при подходах обмотки 8 справа к нейтральной линии магнита б, которая перпендикулярна линии полюсов и характеризуется нулевым

4 значением напряженности магнитного поля в зазоре моментного датчика, а отрицательные — при подходах слева. В силу симметричности колебаний обмотки 8 относитель5 но нейтральной линии магнита появление отрицательных импульсов происходит в середине периода T следования положительных импульсов (Т,=Т ).

Реверсивный ключ 18, коммутируя ста1о билизатор тока 19, направляет в первую секцию обмотки 4 ток 1 по закону (см. фиг. Ç,г). Моментный датчик в силу отсутствия постоянной составляющей в токе I u наличия шунтирующей емкости практиче15 ски не прикладывает момента к подвижной части.

Под действием измеряемого момента подвижная часть 2 развернется на угол Ао, вызвав смещение обмотки 8 относительно

20 нейтральной линии магнита 6 на ту же величину. В процессе синусоидальных колебаний подвижной части 2 время Т, нахождения обмотки 8 слева относительно нейтрали магнита превышает время Т, пребы25 вания ее справа от нейтрали (см. фиг.Ç,д).

Поэтому напряжение U, индуцированное в обмотке 8, имеет вид, представленный на фиг. 3 е, а команды управления U., у логического устройства 17 формируются в соотзО ветствии с фиг. З,ж. Поскольку время Т,, в течение которого в первую секцию обмотки

4 направляется ток от стабилизатора 19 через ключ 18 положительной полярности, превышает время Т подключения тока от35 рицательной полярности, то в обмотке 4 выделится постоянная составляющая тока, пропорциональна разности T> — T> (см. фиг. Ç,з). Постоянная составляющая тока в обмотке 4 моментного датчика создает

4О момент, который по системе отрицательной обратной связи компенсирует измеряемый момент. Выходная информация устройства в виде широтно-импульсного модулированного сигнала (разности Т,— Т ) формирует45 ся устройством 17, Формула изобретения

Устройство для измерения моментов, содержащее корпус, подвижную часть, установленную в опорах корпуса, датчик углового положения подвижной части, связанный со входом усилителя переменного тока электронного блока ооратной связи, и моментный датчик постоянного тока, обмотка которого расположена на подвижной части, отличающееся тем, что, с целью повышения чувствительности, датчик углового положения выполнен в виде расположенной на подвижной части обмотки, плоскость которой перпендикулярна к плоскости обмотки моментного датчика, а электронный блок снабжен логическим устройством, реверсивным ключом, стабилизатором тока и источником питания переменного тока, причем один вход реверсивного ключа

777500

Фиг. 1 связан с выходом логического устройства, соединенного одним входом с источником питания, другой — с выходом стабилизатора тока, при этом моментный датчик соединен с выходом реверсивного ключа и с 5 источником питания, а другой вход логического устройства связан с выходом усилителя.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 356494, кл. G 011 3/14, 14.01.71.

2. Авторское . свидетельство СССР по заявке №- 2674328/18-10, G 01L 3/00, 18.10.78 (прототип).

Устройство для измерения моментов Устройство для измерения моментов Устройство для измерения моментов Устройство для измерения моментов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способам определения тепловых потерь (КПД) машин и устройств, работающих с заданной нагрузкой, а также уровней их перегрева, нагрев которых протекает по законам однородного теплового тела

Изобретение относится к экспериментальной гидромеханике корабля и касается конструирования динамометров для буксировочных испытаний моделей судов и для самоходных их испытаний в жесткой запряжке

Изобретение относится к сельскохозяйственной технике и может быть использовано для регулирования, вручную или автоматически, режимами работы машинно-тракторного агрегата (МТА) в эксплуатационных условиях, а также при обучении и повышении квалификации трактористов

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения или регулирования крутящего момента в установках со значительными располагаемыми и потребляемыми мощностями, например, на морских судах для измерения крутящего момента на валах гребных винтов, на валах прокатных металлургических станов, на валах несущего ротора вертолета, на валу газоперекачивающего агрегата, на валу редуктора турбо-винтового авиационного двигателя и т.д
Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для использования при определении полезной мощности на валу нагруженного на технологический аппарат коллекторного двигателя постоянного тока

Изобретение относится к измерительной технике и может бытъ использовано для графического контроля характера неравномерности распределения в течение периода вращения крутящего момента активных и тормозящего момента пассивных вращающихся объектов

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения и оценки наработки различных видов транспортных средств при работе в различных эксплуатационных условиях

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к области измерений кутящих моментов на тормозном валу, а также углов рассогласования вращающихся валов и может быть использовано в следящих приводах, а также для измерений мгновенных значений крутящих моментов в фиксированных положениях вращающегося вала

Изобретение относится к измерителям мощности двигателя и может быть использовано в двигателестроении
Наверх