Гидравлический ударный механизм
О П Й С"А --Н И Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
1i ц 76895 8
Союз Соеетскик
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 12.06.78 (21) 2629663/22-03 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43). Опубликовано 07.10.80. Бюллетень № 37 (51) М. Кл.
Е 21С 3f20, Государственный комитет (53) УДК 622.233.5 (088.8) ло делам изобретений и открытий (45) Дата опубликования описания 07.10.80 (72) Авторы изобретения
Н. А. Белан, В. И. Захаров, В. И. Медведев, Ю. И. Юшков, Н. И. Гудимов, В. А. Шилов и А. И. Кулик
Всесоюзный научно-исследовательский и проектно-конструкторский угольный институт «КузНИУИ» и Кузнецкий машиностроительный завод (71) Заявители (54) ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ УДАРНЫЙ МЕХАНИЗМ
Изобретение относится к гидравлическим ударным механизмам, преимущественно, для бурильных и других горных машин ударного действия.
Известен гидравлический ударный механизм, содержащий корпус, распределитель, гидравлическую пружину, под воздействием которой осуществляется рабочий ход поршня-бойка, в то же время гидравлическая пружина препятствует ударам поршня-бойка по заднему ограничителю (корпусу) (1).
Описанный механизм обладает рядом недостатков: не исключены удары поршня-бойка при рабочем ходе; отсутствует устройство, обеспечивающее обязательное и полное заполнение жидкостью полости гидропружины при запуске механизма. Неполное заполнение полости гидропружины при запуске, а также некомпенсируемые утечки жидкости из полости гидропружины во время работы ударного механизма вызывает нарушение режима работы механизма в целом.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к настоящему изобретению является гидравлический механизм, содержащий корпус, распределитель, боек, приводимый в движение плунжерами рабочего и холостого хода, которые установлены в полостях, сообщенных с нагнетательной магистралью и с тормозными гидравлическими пружинами и
5 рабочий инструмент (2).
Схема данного механизма позволяет раздельно регулировать энергию и частоту ударов. Механизм имеет высокий КПД, устойчив при работе в нормальном режиме.
1О Недостатком такого механизма является то, что в момент запуска при уменьшении частоты ударов ниже расчетной, а также при отсутствии поджатия рабочего инструмента возможны удары бойка по корпусу
15 при рабочем и холостом ходе. Удары бойка по корпусу вызывают большие динамическе нагрузки в элементах конструкции, преждевременный их износ и разрушение механизма.
20 Целью настоящего изобретения является повышение эксплуатационной надежности механизма.
Указанная цель достигается тем, что каждая гидравлическая пружина дополнитель25 но сообщена с нагнетательной магистралью, при этом в каналах сообщения смонтированы обратные клапаны.
Этим обеспечивается предварительное заполнение полостей гидропружин жидкостью
768958
G0
1теред началом работы механизма и тем самым исключается как при запуске, так и во время работы разрушающие механизм удары бойка по корпусу в переднем и заднем крайнем положениях, а также обеспечивается устойчивый запуск ударного механизма при любом положении его подвижных элементов.
Изобретение поясняется чертежом, на котором изображена схема гидравлического ударного механизма.
Ударный механизм согласно изобретению включает корпус 1, в котором размещен боек 2, взаимодействующий с плунжерами
3 холостого хода и плунжером 4 рабочего хода, располагающимися соответственно в полостях 5 и 6. Плунжерные полости 5 и
6 постоянно посредством каналов 7 и 8 сообщаются соответственно с полостями 9 и 10 гидравлических пружин. Полость 6 плунжера 4 рабочего хода через канал 11 и распределитель 12 гидравлического типа сообщена с напорной магистралью 13, а полости 5 плунжеров 3 холостого хода сообщены с гидрораспределителем 12 через канал 14 и управляемый канал 15. Каналы
11 и 14, сообщающие плунжерные полости
6 и 5 с напорной магистралью 13 и управляемым каналом 15, расположены в крайних положениях плунжеров.
Полость тормозной гидропружины 9 сообщена с управляемым каналом 15 гидрораспределителя 12 посредством канала 16 с установленным на нем обратным каналом
17, а полость тормозной гидропружины 10 сообщена с нагнетательной магистралью
13 каналом 18, в линию которого включен обратный клапан 19.
В напорной магистрали 13 и сливной 20 установлены гидроаккумуляторы 21 и 22.
Ударный механизм имеет рабочий инструмент 23. На поверхности гидрораспределителя выполнены канавки 24.
Работает гидравлический ударный механизм следующим образом, При установившемся режиме полости тормозных гидравлических пружин 9 и 10 полностью заполнены жидкостью, а инструмент 23 (путем упора в разрушаемый материал) перемещен в крайнее правое положение (согласно чертежу). На чертеже изображено положение бойка 2 в момент нанесения удара по инструменту 23. В это время полости 5 плунжеров 3 холостого хода через управляемый канал 15 гидрораспределителя 12 сообщены со сливной магистралью 20. При этом давление жидкости в полостях 5 такое же, как в сливной магистрали 20.
При последующем вращении гидрораспределителя 12 полости 5 плунжеров 3 холостого хода через канал 14, управляемый канал 15 и канавки 24 сообщаются с напорной магистралью 13, Благодаря тому, что силы, развиваемые плунжерами 3 холо5
45 стого хода, больше сил, развиваемых йлун= жером 4 рабочего хода (суммарная площадь поперечного сечения плунжеров холостого хода больше площади поперечного сечения плунжера рабочего хода), боек 2 движется в право (по чертежу), совершая холостой ход. При этом плунжером 4 жидкость из полости 6 вытесняется (под давлением) в напорную магистраль 13.
В конце холостого хода полости 5 плунжеров 3 посредством гидрораспределителя
12 сообщаются со сливной магистралью 20„ боек 2 затормаживается действием плунжера 4, останавливается и начинает двигаться влево (по чертежу), совершая рабочий ход, до соударения с инструментом 23.
Далее цикл повторяется, Соотношение сил развиваемое плунжерами рабочего 4 и холостого 5 ходов в период времени, в течение которого полости
5 плупжеров 3 холостого хода сообщены с напорной магистралью 13 рассчитывается так, что в установившемся режиме каналы
14 и 11 плунжерами 3 холостого и плунжером 4 рабочего хода не перекрываются и тормозные гидравлические пружины 9 и 10 в работу не вступают.
При снижении частоты ударов ниже минимального значения, запроектированного для данного механизма, боек 2 за период времени, пока полости 5 плунжеров 3 сообщены гидрораспределителем 12 с напорной магистралью 13, успевает пройти расстояние, при котором плунжер 4 перекрывает канал 11, жидкость в гидропружине
10 снимается, резко возрастает давление, и боек 2 затормаживается.
В случае выхода инструмента 23 из монтажа с разрушаемым материалом он выдвигается влево, а боек 2, совершает рабочий ход, проходит дальше обычного и плунжеры 3 холостого хода перекрывают канал 14, жидкость в гидропружине 9 сжимается, давление возрастает и боек 2 затормаживается.
При запуске, когда тормозные гидравлические пружины 9 и 10 не заполнены жидкостью, механизм работает следующим образом.
В начальный момент из напорной магистрали 13 жидкость поступает лишь в полость 6.плунжера 4 рабочего хода и гидропружину 10. В последующий момент вращающийся гидрораспределитель 12 сообщает управляемый канал 16 с напорной магистралью 13, и тормозная пружина 9 и механизм выходит на нормальный режим работы. В случае, если в момент запуска механизма плунжеры 3 и 4 будут находиться в таком положении, когда они перекрывают каналы 11 и 14 заполнение полостей гидропружин 9 и 10 будет происходить через каналы 16 и 18 и обратные каналы 17 и 19, 768958
Формула изобретения
Составитель В. Махаева
Техред А. Камышникова
Редактор Т. Авдейчик
Корректор А. Галахова
Заказ 2260/14 Изд. Ме 509 Тираж 626 Подписное
НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2
До полного заполнения полостей гидропружин 9 и 10 жидкостью, давление жидкости в каналах и полостях ударного механизма не может возрасти до рабочего давления и механизм не может начать работу.
Таким образом, при вариантах режима и запуска предлагаемого механизма не происходит удара бойка по корпусу механизма и осуществляется уверенный его запуск, Гидравлический ударный механизм, включающий корпус, распределитель, боек, приводимый в движение плунжерами рабочего и холостого хода, которые установлены в полостях, сообщенных с нагнетателЬ. ной магистралью и с тормозными гидравлическими пружинами, и рабочий инструмент, отличающийся тем, что, с
5 целью повышения эксплуатационной надежности механизма, каждая гидравлическая пружина дополнительно сообщена с нагнетательной магистралью, при этом в каналах сообщения смонтированы обратные
10 клапаны, Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Башта Т. М. Машиностроительная гидравлика, М., Машиностроение, 1971, с. 453.
15 2. Авторское свидетельство СССР № 447506, кл. E 21С 3/20, 12.01.71.


