Ручная лебедка
COIo3 Советских
Социалистических
Республик
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
<„765196 (61) Дополнительное к авт. сеид-ву (22) Заявлено 120476 (21) 2347245/27-11 (51)М. Кл.з с присоединением заявки ¹
В 66 0 1/04
Государственный комитет
СССР оо делам изобретений и открытий (23) Приоритет
Опубликовано 230980. Бюллетень № 35
Дата опубликования описания 250980 (53) УДК 621.864 (088.8) (72) Авторы изобретения
В.И. Панюхин, A.Á. Чернышев и В.В. Тихонов
Специальное конструкторское бюро по проектированию средств механизации Министерства легкой промышленности СССР и Вла ими скуй политехнический инстит т (71) Заявители
{ 54 ) РУЧНАЯ ЛЕБЕДКА
Изобретение относится к подъемнотранспортным устройствам и может быть использовано в строительстве, сельском и лесном хозяйствах.
Известны ручные лебедки, содержащие корпус, барабан, зубчатую передачу и стопорное устройство (1j.
Однако они не обеспечивают плавного торможения. 10
Наиболее близкой к предлагаемой является ручная лебедка, содержащая корпус., барабан, связанный через зубчатую передачу с валом, на котором установлены два взаимодействующих с тормозными поверхностями диска,- один жестко, а другой подвижно посредством винтовой нарезки, и соединенную с валом рукоятку (2).
Однако в известной лебедке невозможно осуществлять автоматическое размыкание тормозных поверхностей при вращении приводного вала в обе стороны вследствие применения xpano soro механизма, что, кроме того, усложняет конструкцию.
Цель изобретения - обеспечение автоматического размыкания тормозных поверхностей при любом направлении вращения вала, а также упрощение конструкции за счет исключения храпового механизма.
Указанная цель достигается тем, что рукоятка снабжена хвостовиком квадратного сечения, размещенным в торцовых отверстиях подвижного диска и вала, снабженных ограничителями холостого проворота хвостовика относительно подвижного диска и вала соответственно и имеющих диаметр, равный диагонали квадрата сечения хвостовика, причем ограничитель в отверстии .подвижного диска расположен навстречу ограничителю в отверстии вала.
Кроме того укаэанные ограничители выполнены в виде выступов, взаимодействующих с гранями хвостовика.
На фиг. 1 изображена описываемая лебедка; на фиг. 2 — разрез A-A на фиг. 1; на фиг. 3 - разрез Б-Б на фиг. 1.
Ручная лебедка содержит корпус 1, в котором смонтирован приводной вал
2 с расположенным на концах неподвиж- ным тормозным диском 3, имеющим тор мозную поверхность 4, и подвижным тормозным диском 5, имеющим тормоз ную поверхность 6.
765196
10 !
20
Формула изобретения
40
Тормозная поверхность 4 неподвижного тормозного диска 3 обращена в сторону неподвижной тормозной поверхности 7, а тормозная поверхность б подвижного тормозного диска 5 обращена в сторону неподвижной тормозной поверхности 8.
Приводной вал 2 связан с барабаном 9 зубчатой передачей 10. В торце вала 2 выполнено профильное отверстие
11, а в торце тормозного диска 5 йрофильное отверстие 12, в которых размещен хвостовик 13 рукоятки 14.
Подвижный тормозной диск 5 установлен на винтовой нарезке 15 приводного вала 2.
Хвостовик 13 выполнен квадратного сечения. Профильные отверстия 11 и 12 имеют диаметр, равный диагонали квадрата сечения хвостовика 13, и ограничителя 16 и 17 холостого проворота хвостовика 13 относительно вала 2 и подвижного диска 5 соответственно.
Ограничители 16 расположены навстречу ограничителям 17. Эти ограничители выполнены в виде выступов, взаимодействующих с гранями хвостовика 13.
Ручная лебедка работает следующим образом.
При наматывании троса на барабан
9 движение от рукоятки 14 через хвостовик 13 и ограничители 16 передается приводному валу 2, при этом подвижный тормозной диск 5 совершает поступательное перемещение по винтовой нарезке 15 вдоль оси приводного вала 2 до тех пор, пока момент трения в винтовой нарезке 15 не превысит момент трения в тормозных поверхностях б и 8, после чего подвижный тормозной диск 5 вращается вместе с приводным валом 2. От приводного зала 2 движение через зубчатую передачу 10 передается барабану 9.
При сматывании троса с барабана 9 вращение рукоятки 14 производится в
Обратную сторону, а движение передается (через хвостовик 13 и ограничители 17.) подвижному тормозному диску
5; при этом происходит взаимное осевое перемещение приводного вала, 2 и подвижного тормозного диска 5 навстречу друг другу да раэмыкания тормозных поверхностей б и 8. Вращение от подвижного тормозного диска 5 через вйнтовую нарезку 15 передается приводному валу 2 и через зубчатую передачу 10 на барабан 9 лебедки, причем хвостовик 13 препятствует пе,.ремещению подвижного тормозного дис- ка 5 в .сторону неподвижной тормозной поверхности 8.
Когда лебедка не работает, под действием грузового момента происходит поворот приводного вала 2 на некоторый угол, что вызывает взаимное осевое перемещение приводного вала 2 и подвижного тормозного диска 5 в противоположные стороны по винтовой нарезке 15 до сцепления силой трения тормозной поверхности 4 с неподвижной тормозной поверхностью 7 и тормозной поверхности 6 с неподвижной тормозной поверхностью 8, и тем ñàмым происходит стопорение лебедки.
Использование предлагаемой ручной лебедки позволит осуществить автоматическое размыкание тормозных поверхностей независимо от направления вращения, уменьшить ее габариты и вес.
Ручная лебедка, содержащая корпус, барабан, связанный через зубчатую передачу с валом, на котором установлены два взаимодействующих с тормозными поверхностями диска — один жестко, а другой. подвижно посредством.винтовой нарезки, и соединенную с валом рукоятку,.о т л и ч а ю щ а— я с я тем, что, с целью обеспечения автоматического размыкания тормозных поверхностей при любом направлении вращения вала, а также упрощения конструкции, рукоятка снабжена хвостовиком квадратного сечения, размещенным в торцовых отверстиях подвижного диска и вала, снабженных ограничителями холостого проворота хвостовика относительно подвижного диска и вала соответственно и имеющих диаметр, равный диагонали квадрата сечения хвостовика, причем ограничитель в отверстии подвижного диска расположен навстречу ограничителю в отверстии вала.
2. Лебедка по п.1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что указанные ограничители выполнены в виде выступов, взаимодействующих с гранями хвостовика.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Вайнсон А.,А. Подъемно-транспортные машины. М., Машгиэ, 1975, с. 171-172.
2. Александров М.П. Тормозные устройства s машиностроении. М., "Машиностроение", 1965, с. 273-275, рис. 181 (прототи ).
765196
Фиа2
Составитель Е.Колычев
Редактор И.Мырдина. Техред Э. Вереш Корректор Г.Решетник
Заказ 6892/10 Тирам 932 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4


