Способ диагонального фрезерования зубьев пары зубчатых колес
Союз Советских
Социалистических
Республик
О П И.Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ рн 764885 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 15.06.78 (21)2629373/25-08 (1}+
В 23 F 9/08 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет
Государственный комитет
СССР но делам изобретений и открытий
Опубликовано 230980,Бюллетень № 35
Дата опубликования описания 23.0980 (53) УДК 621. .914.7.04:
:621.833.23 (088.8) (72) Автор изобретения
В. И. Короткин
Ростовский ордена Трудового Красного Знамени государственный университет (71) Заявитель (54) СПОСОБ ДИАГОНАЛЬНОГО ФРЕЗЕРОВАНИЯ ЗУБЬЕВ
ПАРЫ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС
Изобретение относится к металлообработке и может быть использовано для нарезания зубчатых колес цилиндрических передач с зацеплением Новикова.
Известен способ фреэерования косозубых колес для цилиндрических передач с зацеплением Новикова обкаткой, при котором нарезание зубьев каждого колеса производится отдельной червячной фрезой, выполненной с постоянным осевым шагом витка на соосных цилиндрах, делящим пополам головку (ножку) зуба, и с плавно изменяющимся по мере удаления от этих цилиндров переменным осевым шагом витка на других соосных цилиндрах, причем направления изменения щага для одноименных сторон зуба в обеих фреэах противоположны 11) .
Недостатком известного способа является необходимость использования двух разных фреэ для нареэания пары колес, что увеличивает номенклатуру, усложняет способ и ведет к потере технологического времени при замене фрезы, а в конечном счете к снижению производительности обработки.
Цель изобретения — упрощение способа.
Поставленная цель достигается тем, что фреэерование каждого колеса производят с установкой одной и той же фрезы в начальное положение по разные стороны от плоскости, проходящей через ось симметрии колеса и межосевую линию, причем при фрезеровании второго колеса пары фрезу устанавливают в начальное положение определяемое приведенным соотношением и диагональный угол перемещения определяют приведенным соотношением.
На чертеже изображена схема нарезания зубьев колес пары.
15 При нареэании зубьев колес 1 (например левого) фреэу 2 (например правоэаходную), развернутую на угол 1), устанавливают на эубофреэерном станке в начальное йоложение, определяе20 мое расстоянием от торца колеса до межосевой линии, затем перемещают под диагональным углом, к оси обрабатываемого колеса.
25 В процессе обработки начальный профилирующий эуб (точка а)формирует зубья колеса 1 по торцу 1 - 1, а конечный профилирующий зуб (точка c) формирует зубья колеса 1 по торцу 11-ll
3р Таким образом, формируются зубья ко764885 где К вЂ” расстояния межосевого перпендикуляра от ближайшего торца фрезы и торца колеса соответсвенно в начальном положении фрезы при нарезании второго колеса пары;
I — расстояние от начального
1 профилирующего зуба фреэы до ее ближайшего тор ца при фрезеровании первого колеса пары;
Qp - полная длина фрезы; щ - диагональный угол при фрезеровании соответственно первого и второго колеса пары; леса 1 на полной ширине зубчатого венца.
Для нарезания зубьев сопряженного колеса 3 (например правого) фрезу 2 развернутую на угол, устанавливают по другую сторону от плоскости, проходящей через ось стола станка и межосевую линию (эта плоскость перпендикулярна к плоскости чертежа и оставляет на ней след Й вЂ 1ч ), в начальное положение, определяемое расстоянием от торца заготовки до межосевой линии, затем перемещают под диагональным углом к оси обрабатываемого колеса.
Правильное зацепление нарезных колес 1 и 3 в их рабочем положении характеризуемом расстоянием ь6 между торцами T - «1 и Hi — Й(, возможно только в случае, если направление ad диагональной подачи начального зуба (точка d) при фрезеровании колеса 1 2ц и направление cd диагональной подачи конечного зуба (точка с) при фре зеровании колеса 3 пересекают одну и ту же прямую (точка d), перпенди-. кулярную плоскости разворота суппор- 25 та и оси обрабатываемого колеса и лежащую в торцовой плоскости » — «1 колеса 1, а направление се при фрезеровании колеса 1 и направление ае при врезеровании колеса 3 пересекают прямую (точка е), перпендикулярную плоскости разворота суппорта и оси колеса и лежащую в торцовой плоскости
Й вЂ” 1 колеса 1.
Фрезу 2 выполняют с постоянным осевым шагом витка на соосчых цилиндрах, делящих пополам головку (ножку) зуба, и с плавно изменяющимся по мере удаления от этих цилиндров переменным осевым шагом витка на других соосных цилиндрах. 40
Начальное положение фреэы при фрезеровании второго колеса пары опреде ляют по зависимости
1„-,Фр(К -ао+ b, ) sing< sec (-l)q) а диагональный угол перемещения опре45 деляют соотношением
8 I IlJ cos($»» ) s I lf cos (P -Уф )»
v угол разворота фрезерного суппорта при фрезеровании соответственно первого и второго колеса пары в1 - ширина зубчатого венца первого колеса пары;
g8 - расстояние между торцами колес пары в их рабочем зацеплении, первыми вступающими в контакт с фрезой в процессе фрезерования.
Формула изобретения
Способ диагонального фрезерования зубьев пары зубчатых колес для цилиндрических передач с зацеплением Новикова обкаткой, при котором обработку косоэубых колес производят червячной фрезой с постоянным осевым шагом витка на соосных цилиндрах, д(елящих пополам головку (ножку) зуба, и с плавно изменяющимся по мере удаления от этих цилиндров переменным осевым шагом витка на других соосных цилиндрах, причем фрезе сообщают перемещение под диагональным углом к обрабатываемому колесу, отличающийся тем, что, с целью упрощения способа за счет обработки обоих колес одной и той же фрезой., фрезерование каждого колеса производят с установкой фрезы в начальное положение по разные стороны от плоскости, проходящей через ось симметрии колеса и межосевую линию, причем при фрезеровании второго колеса пары фрезу устанавливают в начальное положение, определяемое соотношением . = E,- 1ФР+« - +,) s n ps Sec (gг ф
Sing соь(М )-sing cQs($ 9 ) где (. К - расстояние межосевого перпендикуляра от ближайшего торца фрезы и торца колеса соответственно в начальном положении фрезы при нарезании второго колеса пары;
Ц1Д - диагональный угол при Фрезеровании соответственно первого и второго колеса пары;
- угол разворота фрезерного суппорта при фрезеровании соответственно первого и второго колеса пары;
I - расстояние от начального профилирующего зуба фреэы до ее ближайшего торца при фрезеровании первого колеса парыля
Ь1 - ширина зубчатого венца первого колеса пары; полная длина фрезы;
764885
Составитель В. Погорелов
Редактор И. Мырдина Техред Е. Гаврилешко Корректор М. Шароши
Заказ 6871 5 Тираж 1 60 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. ужгород, ул. Проектная, db " расстояние между торцами колес пары в их рабочем. зазацеплении, первыми вступающими в контакт с фрезой в процессе фрезерования.
Источники информации принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
9 440033, кл. В 23 F 5/22, 13.12.71


