Ротор электрической машины
Союз Советских
Социалистических
Республик
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. сеид-ву— (22) Заявлено 280678 (21) 2635975/24-07
„,>764045
l
* (51)М. Кл.
Н 02 К 3/51 с присоединением заявки №
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет
Опубликовано 15,0980 Бюллетень ¹ 34 (53) УДК 621.313..713(088.8) Дата опубликования описания 15.09.80 (72) Авторы изобретения
Ю.И. Азбукин, В.Ю. Аврух, В.В. Каплунов и Ю.A. Тарасюк
Центральное конструкторское бюро:1 лавэнергоремонта (71) Заявитель (54) РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ NAlrlHHbl
1 y
Изобретение относится к электро машиностроению, в частности, к конструкции ротора крупной электрической машины, например, турбогенератора.
Известен ротор синхронной электрической машины, содержащий вал, магнитопровод с обмоткой, бандажное и центрирующее кольца (1).
Недостатком конструкции является малая надежность из-за возможности появления трещин на бандажном кольце при воздействии на него больших знакопеременных нагрузок.
Известен также ротор электричес- l5 кой машины, содержащий вал,магнитопровод с обмоткой, массивное бандажное кольцо, крепящее лобовые части обмотки в радиальном направлении,. центрирующее кольцо с эластичной 20 частью, внутренняя поверхность которого сопряжена с валом, а наружная с бандажным кольцом )23
Недостаточная упругость эластичной части центрирующего кольца не обеспе-25 чивает значительного уменьшения величины знакопеременных усилий, передаваемых на бандажное кольцо.
Из известных конструкций наиболее ,близкой к изобретениюявляется вторая.30
Целью изобретения является повы-! шение надежности ротора за счет уменьшения величины знакопеременных. усилий от прогибов ротора.
Цель достигается тем, что эластичная часть центрирующего кольца выполнена с размещенными тангенциально равномерно по окружности в зоне, по крайней мере, одной из поверхно" стей сопряжения сквозными прерывистыми прорезями, а в зоне сопряжения одна из поверхностей выполнена с выступами, расположенными равномерно по окружности соосно с прорезями, причем выступы могут быть расположены на центрирующем кольце или выполнены на одном из сопряженных с центрирующим кольцом элементов, например, на валу.
Центрирующее кольцо может быть выполнено в виде коаксиально расположенных с разъемом по прорезям элементов.
На фиг. 1 представлен предлагаемый ротор, продольный разрез; на фиг. 2 — то же, поперечный разрез; на фиг. 3 и 4 — ротор с составленым центрирующим кольцом, продольный и поперечный разрезы.
764045
Ротор электрической машины содержит вал 1, магнитопровод 2 с обмоткой 3, массивное бандажное кольцо 4, крепящее лобовые части обмотки 3 в радиальном направлении, центрирующее кольцо 5, внутренняя поверхность 6 которого сопряжена с валом 1, а наружная поверхность 7 с бандажным кольцом 4. Центрирующее кольцо 5 имеет эластичную часть 8 с размещенными тангенциально равномерно по окружности в зоне, по крайней мере, одной из поверхностей
6 и 7 сопряжения сквозными прерывистыми прорезями 9, а в зоне сопряжения с валом одна из поверхностей б и 7 выполнена с выступами
10, расположенными равномерно по окружности между прорезями 9. Выступы 10 могут быть расположены на центрирующем кольце, либо выполнены на одном из сопряженных с центрирующим кольцом 5 элементов на валу 1 или на бандажном кольце" 4.
Центрирующее кольцо с целью уп— рощения может быть выполнено составным — в виде коаксиально расположенных с разъемом по прорезям 9 элементов 11 и 12.
Выполнение центрирующего кольца с эластичной частью, имеющей прорези, и с выступами в зонах сопряжения обеспечивает повышение надежности ротора за счет уменьшения величины энакопеременных усилий, передаваемых . на бандажное кольцо и магнитопровод ротора.
25
Формула изобретения
1. Ротор электрической машины, содержащий вал, магнитопровод с об- 4О моткой, массивное бандажное кольцо, крепящее лобовые части обмотки в радиальном направлении, центрирующее кольцо с эластичной частью, внутренняя поверхность которого сопряжена с валом, а наружная — с бандажным кольцом, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, эластичная часть центрирующего кольца выполнена с размещенными тангенциально — равномерно по окружности в зоне, по крайней мере, одной из поверхностей сопряжения сквозными прерывистыми прорезями, и в укаэанной зоне сопряжения одна из поверхностей выполнена с выступами, расположенными равномерно по окружности в зонах прорезей.
2. Ротор по п. 1, о т л и ч а юшийся тем, что упомянутые выступы расположены на центрирующем кольце.
3. Ротор по и. 1, о т л и ч а юшийся тем, что укаэанные выступы выполнены на одном из сопряженных с центрирующим кольцом упомянутых элементов, например, на валу.
4. Ротор по пп. 1-3, о т л и ч аю шийся тем, что центрирующее кольцо выполнено в виде коаксиально расположенных с разъемом по прорезям элементов.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Титов В.В. и др., Турбогенераторы. Расчет и конструкция. Изд. Энергия, Л., 1967, с. 17, рис. 1-8.
2. Миренбурга Л.A. Ремонт роторов турбогенераторов в станционных условиях, : Госэнергоиздат, М,-Л,,1959, с. 40, рис. 1-15.
Put4
Составитель С. Бражник
Редактор Т. Кузнецова Техред Ж.Кастелевич Корректор Г. Решетник
Заказ 6298/47 Тираж 783 Подписное
ВНЙИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент, г. ужгород, ул. Проектная, (



