Ротор электрической л1ашины
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
«1)427441
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Зависимое от авт. свидстсльства— (22) Заявлено 28.01.72 (21) 1742749/24-7 (51) М. Кл. Н 02k 3/50 с присоединением заявки ЛЪ—
Государственный комитет
Совета Министров СССР оо делам изобретений и открытий (32) Приоритет—
Опубликовано 05.05.74. Бюллетс«ь ¹ 17
Дата опубликования описания 30.12,74 (53) УДК 621.313.320..433 (088.8) (72) Авторы изобретения В, Ю. Аврух, Ю. И. Азбукин, М. И. Мительмаи, И. Я. Гурьев.
P. М. Семкин и И. Г. Тимофеев
ВПТБ (71) Заявитель Центральное конструкторское бюро Главэиергоремоита „Я Л 3. ;,"7 г.:д-лп (54) РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ
Посадка защитного кольца на бандажное с «атягом создает на внутренней поверхности ба«да?ка сжимающие тангенциальные напряжения, что снижает общий уровень напряжений в бандажном кольце.
Кроме того, у роторов большого диаметра в бандажном кольце при работе возникают значительныс тангенциальные напряжения от действия центробежных сил собственного веса и обмотки возбуждения. Эти напряжения близки к пределу тскучести материала бандажа и могут гривсстн к его разрушению.
Предложс.шый ротор отличается от известных тем, что в нем на наружной поверхности
Известны роторы крупных электрических маш««, преим1 щественно x), рбогенераторов, у которых обмотка возбуждения удерживается от действия центробежных сил металлическими бандажами с од«ой посадкой носика бандажа на бочку ротора. Для предотвращения от аксиаль«ого сдвига бандажи удерживаются стяж«ым разрез«ым кольцом П-Образ«ого сече«ия, выступы которого заходят в кольцевые проточки, выполj/е«ные у торцов бочки ротора и носика бандажа па их наружных поверх«остях. От действия центробеж«ых сил стяжное кольцо предохраняется насаживаемым на него защитным кольцом.
Прп такой конструкции возможен ожог внутренних поверхностей стяжного и защитного колец уравнительными токами, протекающими в поверх«ост«ых слоях торцовой зоны бочки ротора при переходных режимах работы электрической машины. ба«дажа выполнена кольцевая проточка, на которую насаживается защитное кольцо, удлине««ue в аксиальном направлении. Между защитным н П-образным стяжным кольцом
5 установлена изоляция, например пз стеклотекстолнта, предохраняющая кольца от ожогов уравнительными токами.
На чертеже показана торцовая часть ротора электрической машины в продольном разрезе.
1-1а бочку ротора 1 посажен с натягом металлическии бандаж 2. От сдвига в аксиа Ib«ом направлении бандаж удерживается разрезным стя?к«ым кольцом, 3, выступы которого заходят в кольцевые проточки 4 и 5, выполненные на бандаже и бочке ротора. Стяжнос кольцо удерживается в радиальном «аправлении защитным кольпом б, удл|шенная чс1сть которого / посажена на кольцеву10 про точку на наружной поверхности бандаж«ого кольца. От ожогов уравнительными токами стяжное и защитное кольцо предохранено изоляцией 8, например пз стеклотекстолита.
427441
Предмет изобретения
Составитель А. Воинов
Техред Л. Богданова
Корректор И. Симкина
Редактор В. Фельдман
Заказ 1727/565 Изд. ¹ 845 Тираж 722 Г!одписное
ЦИИИПИ Гостдарствениого комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, )K-35, Раушская наб., д. 4/5
Тип Харьк. фил. пред. «Патент»,Ротор электрической машины, например, турбогенератора, содержащий магнитопровод и обмотку возбуждения, лобовые части которой удерживаются от перемещения посредством бандажного кольца и установленного коаксиально ему в концевой его части со сторопы бочки ротора стяжного разрезного коль ца с насаженным на него защитным кольцом, отлпчающийся тем, что, с целью повышения надежности, защитное кольцо удлинено в аксиальном направлении и размещено с натягом на кольцевой проточке. выполненной на наружной поверхности бандажного кольца.

