Шарнирная цепь
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ПАТЕНТУ
Сеюз Соафтскна
Сфцнаанстннвскн х
Реснублнк
„„745380 (6I ) Дополнительный к патенту (5l) М. Кл. (22) Заявлено 250277 (21) 2455505/25-27 (23) Приоритет — (32) (31) (ЗЗ ) Вели ко брит ани я
i Опубликовано 3006.80. Бюллетень,% 24
Дата онублнковання онисання 3006.80
F 16 G 13/12
Государственный комитет
СССР по делам изобретеиий и открытий (83) УДК 621.855.. 24 (088. 8) (72) Автор изобретения
Иностранец
Питер Брус (Вели к обрит ан и я ) (71) заявитель (54) ШАРНИРНАЯ ЦЕПЬ
Изобретение относится к общему машиностроению, в частности к шарнирной цепи, в которой каждое звено содержит пару противолежащих U-образных частей. Такие цепи используют, например, для якорных цепей кораблей, в буровых станках, для швартовки барж и т.п.
Известна шарнирная цепь, содержащая последовательно соединенные то з вень я, каждое иэ которых выполнено в виде двух противолежащих и соединенных между собой U-образных частей, имеющие выпуклую полуцилиндричес кую рабочую поверхность на одном конце и вогнутую полуцилиндрическую на другом с взаимно перпендикулярными осями. Звено цепи образовано иэ U-образной часги прямоугольного поперечного сечения н цилиндрического штифта, соединяющего концы U-образной части.
Каждое звено обладает только одной ст епен ью или одним видом вращательной свободы, когда цепь образует прямую линию под натяжением, вызванным давлением на поверхности, находящи ес я в конт акте .
Желательно, чтобы поперечная ширина стержня была приблиэительно равна длине штифта (нли расстоянию между © коленами U-образного стержня), а к он т акт между з вен ь ями происходил по всей длине штифта, чтобы свести до минимума изгибающий момент в месте соединения штифта. и колена.
Однако такие конструктивные особенности могут приводить к тому, что пара последовательных звеньев не сможет поворачиваться относительно друг друга вокруг оси, перпендикулярной оси штифта, а это может создать черезмерные изгибающие нагрузки в соседних звеньях, когда цепь находится под натяжением и одновременно огибает круглую поверхность так, что общая ось штифтов перпендикулярна поверхности, например, при протягивании цепи через клюз °
Цель изобретения — повысить срок службы цепи.
На фиг. 1 показано звено цепи1 на фиг. 2 — то же, вид сверху; на фиг. 3 - сечение А-А на фиг. 2;. на фиг. 4 — соединение двух звеньев.
Каждое звено 1 шарнирной цепи содержит пару противолежащих и соединенных между собой U-образных частей
2 и 3, образуя одно целое звено.
U-образная часть 2 каждого звена
1 имеет направленную внутрь рабочую
745380 поверхность 4 выпуклой формы, а и-образная часть 3 звена 1 имеет направлеймую вйутрь-"поверхйость 5 полуцилиндрической формы. Поверхности 4 и
5 имеют оси вращения б и 7" "пад прямыми углами друг к другу, так что выпуклая концевая поверхность одного звена сопряжена с вогнутой поверхностью предшествующего звена или наоборот, к гда цепь распрямпена и находится под растягивающей нагрузкой. Когда поверхности 4 и 5 находятся в полном контакте, соединенные звенья 1 могут поворачиваться относительно друг друга только вокруг общей оси этих поверхностей.
Кроме того, первая U-образная часть 2 на выпуклом конце каждого звена 1 имеет профиль, отличающийся парой вогнутых боковых частей 8, примыкающих к прямой части выпуклой поверхности 4, а соответствующий поперечный средний профиль второй Uобразной части имеет пару выпуклых боковых частей 9. Когда U- образные части 2 и 3 последовательных звеньев
1 сопряжены при натяжении цепи и при вытягивании звеньев в одну линию, части 8 и 9 сопряжены.
Боковые стороны звена 1 выполнены с плоскими внутренними поверхностями
10 и выпуклыми наружными 11, плавно переходящими во внутренние. Поперечное сечение боковых сторой звена 1 постоянно
Связанные U-образные части 2 и 3 последовательных звеньев 1 могут поворачиваться по отнсшению друг к другу вокруг оси 12, перпендикулярной к центральной плоскости симметрии эв звена, поддерживая контакт по меньшей мере в двух местах 13 и 14, благодаря чему цепь может огибать круглые поверхности, например клюзы, беэ существенчых шарнирных напряжений, которые могут происходить из-за контакта в единственной точке., Принимая во внимание, ограничение( касающееся сопряженных частей 2 и 3, профиль поперечного сечения остальной части звена 1 можно изменять, чтобы получит. оптимальную, прочность при минимальном количестве материала.
В частности,,боковые части 8 и 9, расположенные по бокам как вогнутых, так и выпуклых поверхностей 4 и 5, можно сделать сравнительно массивны5 ми для концентрации локальных напр я жений, вызванных изгибающим моментом.
Звено 1 предлагаемой цепи может быть выполнено с управляющей распоркой (не показана), которую можно выполнить за одно целое со звеном. Эту цепь можно изготовить литьем.
Описанная конструкция звена позволяет цепи огибать круглые поверхности беэ .возникновения черезмерных изгибающих напряжений в соседних зве-
1$ ньях, когда общая ось сопряженных . поверхностей перпендикулярна круглой поверхности.
Формула изобретения
1. Шарнирная цепь, содержак(ая последовательно соединенные звенья, каждое из которых выполнено в виде двух противолежащих и соединенных между собой U-образных частей, имеющие выпуклую полуцилиндрическую рабочую поверхность на одном конце и вогнутую на другом с взаимно перпендикулярными осями, причем выпуклая рабочая поверхность одного звена сопряжена с вогнутой рабочей поверхностью соседнего звена, о т л ич а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения срока службы, з вено выполнено цельным с рабочими поверхностями, плавно переходящими в поверхность боковых, сторон, а боковые стороны звена выполнены с плоскими внутренними поверхностями, плавно переходящи40 ми в выпуклые наружные поверхности.
2. Шарнирная цепь по п,1, о т л ич а ю щ а я с я тем, что каждое звено выполнено с распоркой, установленной между боковыми сторонами .
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент Англии Р 1372354, кл, F 16 6 13/12, 1974.
745380
{Ðèã. Э
Составитель А. Плавинская
Техред A. Щепанская Корректор В. сутяга
Редактор Н.Суханова
Филиал ППП Патент, г. Ужгород," ул. Проектная, 4
Ю » «»
Закаэ 3705/20 Тираж 1095 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам иэобретений и открытий
1l3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5


