Токопровод ротора электрической машины
Союз Советскнк
Социалистических
Республик
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТЕЛЬСТВУ (ii) 744855 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 11.06.73 (21) 1928465/07 с присоединенИем заявки Йо (23) Приоритет
Р1)М. Кл2
Н 02 К 13/02
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий
Опубликовано 3006.80. Бк ллетень М 24
Дата опубликования описания 3006.80 (53) УДК 621. 3. .047(088.8) (72) Авторы изобретения
Г. П. Вартаньян, В.С. Витченко, Г.К. Смирнов и В.Г. Шалаев (71) Заявитель (54 ) ТОКОПОДВОД РОТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ
Изобретение относится к области электромашиностроения, в частности к токоподводу ротора турбогенератора.
Известны конструкции токоподвода состоящие из контактного кольца, выполненного из высокопрочной стали, на котором установлены щетки, и медных выравнивающих (распредели-. тельных) колец, расположенных на противоположных торцах контактного кол ьца и соедин ен ных между собой медными шинами (1) .
Также из вест ен токоподвод ротора электрической машины, наиболее близкий по техническому реаению к предлагаемому, содержащий контактное кольцо и торцовое распределительное кольцо, контактирующее с контактным кольцом через дополнительный слой, выполненный нз материала с меньшим, чем у материала контактного кольца, удельным электрическим сопротивлением, при этом оба кольца снабжены общими аксиальными вентиляционными отверстиями (2).
Недостатком известной конструкции является недостаточная надежность устройства при использовании токосъема подвода в мощных турбогенераторах.
Целью изобретения является повышение надежности токоподвода ротора.
Указанная цель достигается:за счет того, что дополнительный слой закреплен на внутренней поверхности вентиляционных отверстий.
На чертеже представлен поодольный разрез токоподвода ротора., На изоляцию 1 вала 2 ротора турбогенератора насажены два контактных кольца 3 выполненных из высокопрочной стали. В заточку колец 3, со стороны торца вмонтировано на посадке с натягом распределительное кольцо 4, выполненное иэ хорошо электропроводного материала — меди, с шиной 5 для соединения с выводным концом обмотки ротора — токоведущим болтом 6. В кольцах 3 и 4 выполнены аксиальные вентиляционные отверстия
7. Электрическое соединение контактных колец 3 с распределительным кольцом 4 осуществлено через дополнительный слой 8, выполненный иэ материала с меньшим, чем у материа30 ла контактного кольца удельным
744855
Формула и зобретения
Составитель В. Попова
Техре,ц Р. Олиян Корректор Г. Назарова
Редактор Н. Коляда
Заказ 3677/11 Тираж 783 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская нао., д. 4,5
ФИ Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул, Проектная „4 электрическим сопротивлением. Цополнительный слой 8 нанесен на внутреннюю поверхность вентиляционных отверстий 7 по всей ширине колец 3 и
4, например, путем сварки взрывом.
В процессе работы ток поступает от электрических щеток (на чертеже не показано) к стальным контактным кольцам 3, от них через токоведущий слой 8 к торцовым распределительным кольцам 4 из меди и далее по шинам
5 к токоведущим болтам 6. Ток от щеток равномерно распределяется по кольцам 3, а в токоведущем слсе 8 суммируется и равномерно на всей длине окружности переходит к торцовым кольцам 4 и, вторично суммируясь, переходит на шины 5 и болты 6. Сечение токоведущего слоя 8 выбирается из условий электропроводности и тол— щина его может быть незначительной (порядка 2 мм для турбогенераторов мощностью 200 мВт), так как этот слой находится в потоке охлаждающего газа. В связи с тем,,что токоведущий слой наносится на кольца 3 и
4 с помощью сварки взрывом, то з а счет диффузионной свариваемости материалов обеспечивается незначительное переходное сопротивление.
Таким образом, с уменьшением толщины токопроводящего слоя 8 диаметр контактного кольца в целом уменьшится, и полученные меньшие окружные скорости с учетом равномерного распределения тока по всему сечению токоведующих элементов обеспечат лучшие условия работы щеток и, как следствие, их нагрев и этим повысят надежность работы токоподвода злектpë÷åñêñé машины. К этому следует добавить,- =то близкое расположение отверстий 7 к поверхности колец 3 обуславливает минимальный путь электрического тока, что делает применение описываемого устройства наибо ее целе сообразным в мощных турбо генератора
Токоподвод ро:ора электрической машины, например, .-урбо генератора, l5
co åpæащий контактное кольцо и торцовое распределительное кольцо, контактируюшее C:контактным кольцом через дополнительньй слой„. выполнен— ный из материала с меньшим, чем у материала контактного кольца удель20 ным электрически:. сопротивлением, при этом о5а кольца снабжены общими аксиальными вентиляционными отверстиямя, о т л и ч . ю ш;-. и с я тем, что, с целью повышения надеж 5 ности, дополнительн JA слой закрепле н а внутренней поверхности вентиляционных o=:âåðcòêé.
Источники информации, ЗО принятые ве внимание при экспертизе
1. Токов М.И.,3роектирование эле &триче - ких McLEEE 1 Выпуск 1 Л язг-во Ле: - нграт-;с сс -о 1-одитехническогс ин" .è-..".-":а им . т .. Е, Калинина,.
1с 7/! с 1 7Fi .-1 ,5
Г .— -.орс:сое с:.:.детельство СССР
ãir 1-,,-,—, Н ": a(0,9

