Контактное кольцо электрической машины
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
256043
Союз Советских
Социалистических
Реслублин
Зависимое от авт. свидетельства №
М. Кл. Н 02k 13/02
Заявлено 31.Х.1968 (№ 1280212 24-7) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 04.1Х.1972. Бюллетень ¹ 26
Дата опубликования описания 23.Х.1972
Комитет ло делам изобретений и открытий ори Совете Министров
CCCP
УДК 621.313.047.3 (088.8) 1
Г. П. Вартаньян, Л. С. Лихота и Г. М. Хуторецкий
Авторы изобретения
Заявитель
КОНТАКТНОЕ КОЛЬЦО ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ
Предмет изобретения
В современных электрических машинах, например турбогенераторах большой мощности, применяют контактные кольца, ток к которым подводится при помощи распределительного кольца, контактирующего с токоподводящей шиной и контактным кольцом.
Предлагаемая конструкция кольца позволяет повысить, надежность токоподвода путем равномерного распределения тока. Его особенность заключается в том, что между кольцами установлены прокладки, электрическая проводимость которых возрастает по мере удаления их по дуге окружности от места крепления шины.
На фиг. 1 изображено предлагаемое контактное кольцо в разрезе; на фпг. 2 — вид по стрелке Л на фиг. 1; на фиг. 3 — вариант выполнения контактного кольца с цилиндрическим распределительным кольцом; на фиг.4— разрез по Б — Б на фиг. 3.
Токоподвод к контактному кольцу 1 осуществляется .посредством распределительного кольца 2, прилегающего к торцовой части кольца 1. Токоподводяьцая шина 8 прикреплена к распределительному кольцу 2 и изолирована от кольца 1 изоляцией 4.
Между кольцами 1 и 2 установлены прокладки 5 — 7, выполненные в виде сегментов из материала с различной проводимостью и расположенные по дуге окружности.
Прокладка 5, находящаяся непосредственно напротив ши ны 8, имеет наименьшую проводимость, а прокладки б и 7 — соответственно большую проводимость.
Как и в известных конструкциях электрических машин, контактное кольцо 1 изолировано от вала ротора 8 изоляцией 9, а шина 8 соединена с болтами 10 токоподвода.
Ток при питании обмотки возбуждения пе10 реходит от кольца 1 на распределительное кольцо 2 через прокладки 5 — 7. При этом ввиду различной проводимости прокладок ток распределяется равномерно.
В мощных электрических машинах, где то15 ки возбуждения достигают больших значений, целесообразно конта ктируемую поверхность между кольцами иметь наибольшей. В этом случае распределительное кольцо 2 (см. фиг. 3 и 4) выполнено цилиндрическим, и на
20 него насажено кольцо 1. В кольце 2 со стороны кольца 1 выполнен паз, и в нем уложена и закреплена шина 8. Такая конструкция позволяет получить наибольшую поверхность контакта между шиной и контактным коль25 цом.
Контактное кольцо электрической машины, 30 например турбогенератора, токоподвод к «о256043
Фиг. 1
Ви3А торому осуществляется посредством распределительного кольца, контактирующего с токоподводящей шиной и контактным кольцом, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности токоподвода путем равномерного распределения тока, между указанными кольцами установлены прокладки, электрическая проводимость которых возрастает по мере удаления их по дуге окружности от ме5 ста крепления шины.
2э6043! 2 3 56,7 Ьг. Э
1 5
Составитель А. Левина
Техред Т. Курилко
Редактор Л. Гребенник
Корректор Т. Гревцова
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 3551/17 Изд. № 1451 Тираж 406 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4!5