Ошиновка мощных алюминиевых электролизеров
" -Л» отсн.а МБА
Ъ F
ОПИСАНИЕ
Союз Советских
Соцналнетнческнх
Республик
<»>738518
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ПАТЕНТУ (61) Дополнительный к патенту (22) Заявлено 12,0178(21) 2563048/22-02 (23) Приоритет — (32) 19. 01.77 (31) 7702213 (33) Франция (51) M. Кл.
С 25 С 3/16
Государственный комитет
СССР по делам изобретеиий и открытий (53) УДК 669.713.72 (088. 8) Опубликовано 30.0580. Бюллетень Эй 20
Дата опубликования описания 050680 (72) Авторы изобретения
Иностранцы
Поль Морель, Жан-Пьер Дюгуа и Бернар Лангон (Франция) Иностранная Фирма Алюминиюм Пешинэ (Франция) (71) Заявитель (54 ) ОШИНОВКА МОЩНЫХ АЛ10МИНИЕВЫХ ЭЛЕК 1РОЛИЗЕРОВ
Недостатком известного технического решения является снижение производи,. тельности электролизеров при увеличе- ® нии единичной мощности электролизера за счет роста тока, особенно в сериях с номинальным током выше 100 кА. С увеличением тока электролизера увеличивается магнитное поле и электромаг- 25 нитные силы в расплавленном алюминии.
Некомпенсированные электромагнитные силы побуждают циркуляцию расплава и, перекосы его уровня, что приводит к снижению производите и.ности процесса электролиза.
Изобретение относится к области получения алюминия, в частности, методом электролиза расплавленных солей в электролизерах с продольным размещением в корпусе.
Известна ошиновка алюминиевых электролизеров с двусторонним подводом тока к анодным шинам через стояки, расположенные у входного и выходного торцов катодного кожуха, катодные стержни10 которой разделены на группы, соединенные с самостоятельными пакетами катодных шин, в которой ток к входным и вы ходным стояк ам подв од ят нес имметрично в отношении, близком 2:1 (1) . 15
Цель изобретения — повышение производительности электролизеров большой единичной мощности при высокой степени компенсации электромагнитных сил в расплаве за счет перераспределения в нем магнитного поля.
Для этого пакеты катодных шин групп стержней, ближайших к входному торцу катодного кожуха, соединены со стояками, расположенными у входного торца, а остальные группы — co стояками, расположенными вдоль бортов катодного кожуха последующего электролизера. При этом, если катодные стержни разделены на две группы, то стояк расположенный у борта, соединен с анодной шиной в ее середине, а при делении катодных стержней одного борта на три группы стояки размецены так, что их соединение с анодной шиной делит ее длину на участки длиной 1:3 и 2:3 соответствен но.
На иг. 1 изображена схема ошинов— ки при разделении катодных стержней одного борта катодного кожуха на две группы, в плане; на фиг. 2 — то же, при разделении на три группы.
Электролизеры 1 и 2 расположены один за другим по продольной оси корпуса, соединены в последовательную
738518
Формула изобретения
10 элек трическ ую цепь ошиновк ой, содержащей анодные шины 3, 4, стояк и 5, 6 размещенные у входного торца ка.тодного кожуха 7, 8; катодные стержни 9, ра зделен ные на две группы 1 0 и 11, 12 и 13 с каждого борта соответственно (фиг, 1), или три группы 10 и 11, 5
12 и 13, 14 и 15 (фиг. 2), каждая иэ которых соединена с самостоятельным пакетом катодных шин 16, 17, 18, 1 9, 20, 21. Причем пакеты шин 16 и 18 соединены со стояками 5 и 6, а пакеты шин 17 и 19 — co стояками 22, 23, расположенными вдоль бортов катодного ко. жуха, когда катодные стержни разделены на две группы. Если катодные стержни поделены на три группы 10, 11, 14 и 15
12, 13, 15, то пакеты катодных шин 17 и 19 соединены со стояками 24 и 25, а пакеты шин 20 и 21 — со стояками 26 и
27. Ток от стояков 24, 25 и 26, 27 подается на анодные шины 3 и 4 в точки gp
28 и 29, делящие длину шин в отношениях 1 3 и 23.
Осуществление токоподвода по укаэанной схеме ошиновки приводит к значительному снижению горизонтальных составляющих магнитного поля, выравниванию их величин по плсщади жидкого к атода.
Qqsosременно достигается значительное снижение вертикальных составляющих поля в углах и их разницы вдоль
ЗО бортов катодного кожуха.
Применение настоящей ошиновки позволяет поднять силу тока в электролизере, на 30%, выход по току довести дг
88% и увеличить производительность на
640 кг/сутки.
1, Ошиновка мсщных алюминиевых электролизеров при их продольном расположении в корпусе, содержащая анодные шины, стояки, расположенные у входного и выходного торцов катодного кожуха, и катодные стержни, разделенные на группы, каждая из которых соединена с самостоятельньм пакетом катодных шин, отличающаяся тем, что, с целью увеличения производительности электролизера, пакеты катодных шин групп стержней, ближайших к входному торцу катодного кожуха, соединены со стояками, расположенньаии у входного торца, а остальные группы катодных стержней — co стояками, расположенными вдоль бортов катодного кожуха последующего электролизера.
2. Ошиновка по и. 1, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что при разделении катодных стержней на две группы стояк, расположенный у борта, соединен с анодной шиной в ее середине, а при разделении катодных стержней на три группы стояки расположены так, . что они соединены с анодной шиной в точках, делящих ее длину соответственно в отношениях 1:3 и 2:3.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1 . Авторское свидетельство СССР
9 168457, кл. С 25 С 3/16, 1963.
738518
Ю
Р1
Составитель A. Костин
Редактор 3. Ходакова Техред H Яабурка Корректор Н. Стец
Тираяс 698
Заказ 2857/41
Псд и ис ное
ЦНИИПИ Росударственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент, г. Ужгорсд, ул. Проектная, 4


