Транспортное средство-амфибия
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕ Н Ия
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союв Советских
Содиалистических
Ресиублик
< 737253 (б1) Дополнительное .к авт. свид-ву— (22) Заявлено 30.06.77 (21) 2503722/27-11 с присоединением заявки— (23) Приоритет— (43) Опубликовано 30.05.80. Бюллетень № 20 (45) Дата опубликования описания 30.05.80
51) М К ч 2 В 60 г 3/00
В б0 К 11/04
I- 01 РЗ/18
Государственный комнтет
ССС1 по делам иаооретений и открытий (53) УДК 629.113.037:
:629.712 (088.8) (72) Авторы изобретен ни ©СЕаз
17МЕПГ170
%л нд,.р„.,„., А. H. Вержбицкий, Г. А. Крестовников, Г. П. Маркова, А. Р. Hepym, В. М. Овчинников, В. А. Ридер, М. И. Шатилов и А. Е. Шевцов
77 (71) Заявитель Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторны институт о 11Ялg0 Т- 4 ;, (54) ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВΠ— АМФИБИЯ
Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к амфибиям.
Известна амфибия с жидкостной системой охлаждения ее агрегатов, содержащей радиатор и омываемый забортной водой теплообменник водяного охлаждения двигателя, а также масляные теплообменники 11).
Недостатком известной системы охлаждения амфибии является возможность забивания водозаборных патрубков и других элементов теплообменника грязью и водорослями при поступлении забортной воды в корпус теплообменника. Кроме того, теплообменники занимают часть полезного объема корпуса транспортного средства, Наиболее близкие техническим решением к |изобретению является транспортное средство = амфибия, содержащая корпус, силовую установку, дополнительный теплообменник оистемы охлаждения силовой установки, теплообменники систем смазчики силовой установки и агрегатов силовой передачи, и боковые водоизмешающие отсеки 12).
Дополнительный теплообменник этой амфибии образован внешней панелью корпуса,,расположенной над движителем вдоль борта амфибии, и внутренней стенкой корпуса, Недостатками этой амфибиями являются неудовлетворительное охлаждение агрега- тов силовой установки и силовой передачи, а также сравнительно неудовлетворительо ная жесткость корпуса.
Цель изобретения — повышение жест-. кости корпуса с одновременным улучшением охлажден ни агрегатов силовой установки и силовой передачи.
Цель достигается тем, что в транспортном средстве, содержащем корпус, силовую установку, дополнительный теплообменник системы охлаждения силовой установки и агрегатов силовой передачи, а также водоизмещающие отсеки, дополнительный теплообменник установлен в нижней части переднего наклонного листа корпуса |и выполнен заодно целое с боковыми водоизмещающими отсеками.
Теплообменники систем смазки силовой установки и агрегатов силовой передачи размещены в дополнительном теплообменнике системы охлаждения.
Такое выполнение транспортного средства — амфибии обеспечивает стабилизацию температурных режимов систем смазки и охлаждения агрегатов, повышает жесткость корпуса и защитные качества ее лоЗО бовой части и движителей, 737253
На фиг. 1 схематично показано транспортное средство — амфибия, вид сперед|и; йа фпг. 2 — схема расположения агрегатов; на фиг, 3 — сечение А — А на фиг. 2; на фиг. 4 — амфибия, передняя часть, в разрсзе.
Транспортное средство амфибия содержит корпус l, силовую установку 2 (см. фиг. 2), дополнительный теплообменник 8 системы 4 охлаждения силовой установки 2.
Силовая установка сообщена с теплообменником 5 ее системы б смазки.
Агрегаты силовой передачи 7 сообщены с теплообменником 8 их системы 9 смазки.
Боковые водоизмещающие отсеки 10 и 11 (см. фпг. 3) установлены в передней части корпуса l.
Дополнительный теплообменн ик 8 установлен в нижней части переднего наклонного листа 12 (см. фиг. 2) корпуса и выполнен заодно целое с боковыми водоизмещающими отсеками 10 и 11.
Теплообменниии 5 системы б cMaam силовой установки и теплообменник 8 системы 9 смазки агрегатов силовой передачи размещены в дополнительном теплообменнике 8 системы 4 охлаждения силовой установки.
Дополн|ительный теплообменнвк 8 отделен от водоизмещающих отсеков 10 и 11 перегородками 18 и 14 (см. фиг. 3) и установлен перед движителями 15 амфибии (см. фиг. 4).
На фиг. 2 показаны также жалюзи lб, установленный за ними радиатор 17 и вентилятор 18, за которым расположен воздуховод 19. Стрелками на фиг. 2 показан поток
20 охлаждающего воздуха. Пунктирами показаны охлаждающие жидкости, а также забортная среда 21.
Работает транспортное средство — амфибия следующим образом. !
При работе силовой установки охлаждающая жидкость системы 4 охлаждения нагревается и поступает по трубопроводу в радиатор 17. Охлажденная в радиаторе охлаждающая жидкость по трубопроводу поступает в дополнительный теплообменник 8, При этам поток 20 воздуха просасывается вентилятором 18 через жалюзи lб и радиатор 17, охлаждая последний.
Одновременно к теплообменникам 5 и 8 подается смазывающая жидкость от систем б и 9.
Поскольку теплообменники 5 |и 8 омываются в дополнительном теплообменнике охлаждающей жидкостью, то между ними и охлаждающей жидкостью происходит теплообмен. В результате температура охлаждающей жидкости и температуры теплообменн иков 5 и 8 выравниваются.
Далее охлаждающая жидкость возвращается по трубопроводу в систему 4 охлаждения силовой установки.
При движении амфибии по болоту или глубокому снегу передн|ий наклонный лист контактирует с забортной средой 21, имеющей более низкую температуру, чем температура охлаждающей жидкости системы охлаждения. В результате происходит дополнительный интенсивный теплообмен между охлаждающей жидкостью системы охлаждения и забортной средой 21 через переднюю стенку дополн|ительного теплообменника 8. При этом поток охлаждающей жидкости, исходящей из трубопровода, при поступлении в полость дополнительного теплообменника 8 попадает на его внутреннюю поверхность, которая частично разделяет этот поток и задерживает, что ускоряет отдачу тепла от нагретой охлаждающей жидкости на переднюю стенку дополнительного теплообменника 8, а стенка отдает тепло в забортную среду 21, что ускоряет отвод от нее тепла.
При движении по болоту и глубокому снегу регулирование температурного режима силовой установки и агрегатов силовой передачи производится, как и при движении по суше.
Перед входом в воду для обеспечения непотопляемости жалюзи lб закрывают.
При закрытых жалюзи теплообмен в радиаторе между охлаждающей жидкостью 8 и потоком воздуха незначителен. Однако при этом тепловое состояние системы 4. охлаждения поддерживается за счет интенсивного теплообмена между охлаждающей жидкостью той системы, внешней стенкой дополн нтельного теплообменника 8 и активно омывающей ее забортной средой 21.
При движении амфибии по воде отсеки
10 и 11, расположенные ниже ватерлинии, повышают плавучесть амфибии и, кроме того, защищают ее движители от ударов о возможные препятствия, скрытые в забортной среде 21.
Таким образом, изобретение обеспечивает стабилизацию температурных режимов силовой установки и агрегатов силовой передачи амфибии, что исключает их перегрев и повышает надежность и долговечность амфибии при эксплуатации в тяжелых условиях движения: при движении в сплавинных в соиролелевых болотах, глубоком рыхлом снегу, на больших вадных преградах. При этом выполнение дополнительного теплообменника заодно с отсеками в значительной степени повышают жесткость корпуса, положительно влияет на надежность и безопасность амфибии, а также позволяет более рационально использовать внутреннее полезное пространство корпуса.
5 !
О
Зо
Формула изобретения
1. Транспортное средство — амфибия, содержащая корпус, силовую установку, 737253 дополнительный теплообменник, системы охлаждения силовой установки, теплообменники систем смазки силовой установки и агрегатов силовой передачи и боковые водоизмещающие отсеки, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения жесткости корпуса с одновременным улучшением охлаждения агрегатов силовой установки и силовой передачи, дополнительный теплообменник установлен в нижней части переднего наклонного листа корпуса и выполнен заодно целое с боковым водоизмещающими отсеками, 2. Транспортное средство амфибия по п. 1, отл ич а ющееся тем, что теплообменники систем смазки силовой установки и агрегатов силовой передачи размещены
5 в дополнительном теплообмениике системы охлаждения.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1О 1. Щелк1ин Н. Ф. и др. Средства моториза ции переправ. М., 1967, с. 24.
2. Патент Франции № 2109168, кл.
F 01 Р 9/00, 1972 (прототип).
737253 фиг. 3
Составитель Ю. Шурупов
Редактор А. Купрякова Техред А. Камышникова Корректор И. Осиповская
Заказ 579/714 Изд. № 308 Тираж 772 Подписное
НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4/5
Тип. Харьк. фил. пред. «Патент»



