Муфта
ал. о п и с-Aчеи е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик 1 726381
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
l (61) Дополнительное к авт. свид-ву (51) Ч. Кл. (22) Заявлено 09.09.77 (2() 2522207/25 27 с присоединением заявки % (23) Приоритет
Опубликовано 05.04.80. Бюллетень % 13
Дата опубликования описания 08.04,80
F 16 О 23/00
Государственный комитет
СССР ио делам изобретений и открытий (53) УДК621.825т . 5(088.8 ) Я. M. Латышев (72) Автор изобретения (71) Заявитель (54) МУФТА
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения.
Известна муфта, содержащая вал и ведущий элемент, взаимодействующие посредством рукоятки (1), %
Однако в известной муфте отсутствует механический привод.
Известна муфта, содержащая полый вал и смонтированный HB нем ведущий элемент, взаимодействующие посредством разжимного кольца, управляемого клином, связанным стержнем через полость вала с рукояткой Г2).
Однако известная муфта не обеспечивает возможности поворота вала при ее отключении.
Цель изобретения — обеспечение воэ-можности поворота вала при отключейии муфты.
Поставленная цепь достигается тем, что муфта снабжена шарнирно-связанным с рукояткой колпачком, жестко связанной с ним втулкой, зафиксированной по оси
2 на валу и подпружиненной в осевом направлении кулачковой шайбой, зафиксированной от поворота, а стержень выполнен с наклонной к оси лыской, взаимодействующей с клином. и подпружинен к кулачковой шайбе, при этом рукоятка выполнена с эксцентриком, контактирующим с кулачковой шайбой, а на торце вала выполнены кулачки, взаимодейстующие с кулачками последней при отключении муфты.
Муфта снабжена двумя закрепленными на.втулке полукольцами с торцовыми буртИками, а на конце вала вьпюлнен кольцевой паэ, при этом торцовые буртики колец размещены в нем.
Колпачок выполнен с диаметрально расположенными пазами на внутренней поверхности, а кулачковая шайба — с выступами, размещенными в упомянутых пазах.
На фиг. 1 показана муфта, вертикальный разрез; на фиг. 2 — то же, вид сверху; на фиг. 3 — вертикальный раэ81 4 с помощью двух полуколец 21 и 22, прикрепленных к втулке 16 и вставленных свободно в кольцевой паз, предусмотренный на конце выходного вала.
На торце выходного вала 2 для кулачковой шайбы 17 выполнены ответные кулачки, обеспечивающие сцепление вы4 ходного вала с рукояткой ручного приво- да при его включении.
Работа механизма управлении фрикционной муфты происходит следующим образом.
Выключение муфты, а следовательно, включение ручного привода и выключение механического привода от электродвигателя 23 обеспечивается поворотом рукоятки ручного привода на 180 по часовой стрелке. В этом случае эксцентрик
14 рукоятки ручного привода перемещаетвниз кулачковую шайбу 17 и обеспечивает сцепление рукоятки с выходным
: валом. Одновременно при этом происходит расцепление раэжимного кольца 3 с полостью-червячного колеса 1, так как на стержень 9 нажимает болт 18.
В этом положении между стержнем 9 и клином 10 образуется зазор, разжимное кольцо 3 освобождается н выходной, вал 2 редуктора может свободно поворачиваться от рукоятки ручного привода.
При повороте рукоятки против часовой стрелки на 180 кулачки втулки 17 и вала 2 под: действием пружин 19 и 20 расцепляЬтся, и рукоятка устанавливается в свободном положении, обеспечивая безопасность работы при включенном мехайическом приводе от электродвигателя
23. В этом случае между болтом 18 и стержнем 9 образуется зазор, поэтому пружина сжатия 11, воздействуя на стер-, жень 9 через клин 10 разжимает кольцо 3 и обеспечивает необходимое сцепление выходного вала 2 с червячным. колесом i.
Наклон поверхностей на стержне 9
, и клине 10 и усилие сжатия пружины, 11 подбираются таким образом, чтобы обеспечйть на выходном валу редуктора необходимый вращающий момент.
Использование предлагаемой муфты в редукторах обеспечивает простоту
I .конструкции и минимальные габариты редуктора.
3 7263 рез муфты в положении, когда муфта отключена и включен ручной привод ре- дуктора с помощью рукояткй управления муфты; на фиг. 4 — разрез А-А на фиг. 3; на фиг. 5 — разрез Б-Б на фиг.3. .5
Муфта состоит из двух полумуфт, одной из которых является ведущий элемент — червячное колесо 1, насаженное свободно на выходной полый вал 2 ре. дуктора, а другой полумуфтой служит сам выходной вал 2. Разжимное кольцо 3, прикрепленное к выходному валу с помощью шпонки 4, устанавливается в полости червячного колеса 1 с неболь-. щим зазором," обеспечивающим внутри червячного колеса свободное вращение раэжимного кощ,ца вместе с выходным валом 2. продолжением выходного вала 2;
"является насаженная по посадке и прикрепленная к нему фланцевая втулка 5, обеспечивающая фиксированное положение червячного колеса 1 относительно оси червяка 6 и выходного вала 2. Ot осевого смещения с другой стороны червячное колесо 1 зафиксировано шайбой 7, установленной между червячным колесом и шарикоподшипником 8. В выходном валу
2 имеется два цилиндрических отверстии, в которые установлены стержень 9 и клин 10. Стержень 9 с наклонной к оси плоскостью в средней части устанавливается в полости вала 2 и пддпружини. вается цилиндрической пружиюй стержня
11, а .клин 10 устанавливается в отверстии вымэдного вала перпедикулярно к его оси и своим клином с одной стороны заходит в прорезь разжимного кольца 3, а с другой стороны упирае"йя в йаклонную плоскость стержня 9. Усилие
40 сжатия цилиндрической пружины 11 регулируется резьбовой пробкой 12.
На конце выходного вала 2 к колйачку
13 шарнирно прикреплена рукоятка, сос тоящая из эксцентрика 14 и рукоятки 15.;
Колпачок 13 в свою очередь прикреплен.
45 к цилиндрической втулке 16, насаженной свободно на конец выходного вала, в ко-: торой свободно вставлена кулачковая шайба 17 с болтом 18. Шайба 17 под воздействием двух пружин сжатия 19 и
$0
20 все время прижимается к эксцентрику рукоятки. От поворота во втулке 16 кулачковая шайба 17 зафиксирована с помощью двух боковых выступов, вхо55 дящих свободно в пазы, предусмотренные на колпачке. 13. От осевого смеще ния относительно выходного вала 2 рукоятка ручного привода зафиксирована
Формула изобретения
1. Муфта, содержащая полый вал и смонти)рованный на нем ведущий эле726381
5 г мент, взаимодействующие посредством разжимного кольца управляемого клином, связанным стержнем через полость вала с рукояткой, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения возможности ручного поворота вала при отключении муфты, она снабжена шарнирносвязанным с рукояткой колпачком, жестко связанной сним втулкой,,зафЫсированной по оси на валу и подпружиненной в осевом направлении кулачковой шайбой, зафиксированной от поворота, а стержень выполнен с наклонной к оси лыской, взаимодействующей с клином, и подпружинен к кулачковой шайбе, при этом рукоятка выполнена с эксцентриком, контактирующим с кулачковой шайбой, а на торце вала выполнены кулачки, взаимодействующие с кулачками последней при атвлючении муфты, 6
2. Муфта по и. 1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что она снабжена двумя закрепленными на втулке полукольцами
:.с торцовыми буртиками, а на конце вала выполнен кольцевой паз, при этом торцовые буртики колец размещены в нем. :; 3. Муфта по пп. 1 и 2, о т л и ч а ющ а я с я тем, что колпачок выполнен с диаметрально расположенными пазами о на внутренней поверхности, а кулачковая шайба — с выступами, размещенными в упомянутых пазах.
Источники информации, принятые ио внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 312985, кл. F 16 9 11/04, 1969.
2. Авторское свидетельство СССР № 82389, кл. В 41 J 19/80, 1949 (прототип) .
61 ,&=
726381
17
А/2.4
Составитель И. Яцунов
Редактор И. Острова Техрьд С. Мигай Корректор Е. Папп
Заказ 643/33 Тираж 1095 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4




