Синхронизатор коробки передач транспортного средства
Синхронизатор коробки передач транспортного средства содержит шестерни, свободно сидящие на валу, муфту включения со шлицами, подвижную в осевом направлении. Муфта имеет возможность перемещения по шлицам ступицы, жестко связанной с валом, которые имеют угол профиля у основания, совпадающий с углом профиля шлицев муфты. Шлицы ступицы со стороны по меньшей мере одного из ее торцов имеют высоту, меньшую, чем в средней ее части. В указанной средней части шлицы ступицы имеют угол профиля у вершины, меньший угла профиля шлицев муфты. Указанные шлицы могут иметь также неэвольвентный или составной профиль с шириной на вершине, большей, чем ширина эвольвентного профиля, соответствующего эвольвентной части шлица у его основания. Технический результат, достигаемый при реализации изобретения, состоит в повышении долговечности и надежности синхронизатора. 5 ил.
Изобретение относится к коробкам передач транспортных средств.
Известен синхронизатор коробки передач (см. а.с. СССР N 584136, 1978 г. ), содержащий шестерни, свободно сидящие на валу, подвижную в осевом направлении муфту включения со шлицами, перемещающуюся в осевом направлении по шлицам ступицы, жестко связанной с валом, причем на ступице имеются дополнительные утолщенные шлицы, которые короче основных. Недостатком такого синхронизатора является повышенное усилие при выключении передачи из-за большого сопротивления утолщенных шлиц. Известен синхронизатор коробки передач (см. патент GB N 1513483, 1978 г. ), содержащий шестерни, свободно сидящие на валу, подвижную в осевом направлении муфту включения со шлицами, перемещающуюся в осевом направлении по шлицам ступицы, жестко связанной с валом, причем на торце ступицы имеются фаски, а угол профиля боковых поверхностей шлиц ступицы отличается от угла профиля шлиц муфты. Недостатком такого синхронизатора является его меньшая долговечность и невысокая надежность, связанная с более низкой несущей способностью из-за наличия точечного контакта при контакте шлицев ступицы и муфты, имеющих разные углы профиля. Целью изобретения является повышение долговечности и надежности синхронизатора путем обеспечения поверхностного контакта в контакте шлиц ступицы и муфты. Указанная цель достигается тем, что синхронизатор коробки передач содержит шестерни, свободно сидящие на валу, подвижную в осевом направлении муфту включения со шлицами, перемещающуюся в осевом направлении по шлицам ступицы, жестко связанной с валом, имеющими угол профиля у основания, совпадающий с углом профиля шлицев муфты, причем шлицы ступицы со стороны по крайней мере одного из ее торцев имеют высоту, меньшую, чем в средней ее части, в которой шлицы у вершины зуба на высоте большей, чем у торцов, имеют угол профиля, меньший угла профиля шлицев муфты, либо они имеют неэвольвентный или составной профиль с шириной на вершине большей, чем ширина эвольвентного профиля, соответствующего эвольвентной части шлица у его основания. Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что заявляемый синхронизатор отличается тем, что шлицы ступицы со стороны по крайней мере одного из ее торцов имеют высоту, меньшую, чем в средней ее части, в которой шлицы у вершины зуба на высоте большей, чем у торцов, имеют угол профиля, меньший угла профиля шлицев муфты, либо они имеют неэвольвентный или составной профиль с шириной на вершине большей, чем ширина эвольвентного профиля, соответствующего эвольвентной части шлица у его основания. Таким образом, заявляемое устройство является новым и имеет изобретательский уровень. Устройство промышленно применимо, так как может использоваться в трансмиссии транспортных средств, в частности в качестве синхронизатора коробки передач автомобиля "Москвич-2141". Изобретение поясняется чертежами, где: фиг. 1 - конструкция синхронизатора; фиг. 2 - конструкция муфты и ступицы синхронизатора; вариант 1 - конструкция муфты и ступицы синхронизатора с эвольвентным профилем вершины шлицев ступицы; вариант 2 - конструкция муфты и ступицы синхронизатора с неэвольвентным профилем вершины шлицев ступицы; вариант 3 - конструкция муфты и ступицы синхронизатора с составным профилем вершины шлицев ступицы; фиг. 3 - взаимодействие шлицев муфты и ступицы в выключенном состоянии; фиг. 4 - взаимодействие шлицев муфты и ступицы в промежуточном состоянии; фиг. 5 - взаимодействие шлицев муфты и ступицы во включенном состоянии. Синхронизатор коробки передач содержит одну или две шестерни 1 (фиг. 1), свободно сидящие на валу 2 (например, на подшипниках), подвижную в осевом направлении муфту 3 включения со шлицами 4, которая имеет возможность перемещаться в осевом направлении по шлицам 5 ступицы 6. Ступица 6 жестко связана в окружном и осевом направлении с валом 2 или выполнена заодно с ним. Шлицы ступицы со стороны торцов ступицы имеют высоту A1 (фиг. 2), меньшую, чем в средней ее части A2, в которой шлицы от основания по крайней мере до высоты A1 имеют угол профиля











Формула изобретения
Синхронизатор коробки передач, содержащий шестерни, свободно сидящие на валу, подвижную в осевом направлении муфту включения со шлицами, перемещающуюся в осевом направлении по шлицам ступицы, жестко связанной с валом, имеющим угол профиля у основания, совпадающий с углом профиля шлицев муфты, отличающийся тем, что шлицы ступицы со стороны по крайней мере одного из ее торцов имеют высоту, меньшую, чем в средней ее части, в которой шлицы у вершины зуба на высоте, большей, чем у торцов, имеют угол профиля, меньший угла профиля шлицев муфты, либо они имеют неэвольвентный или составной профиль с шириной на вершине, большей, чем ширина эвольвентного профиля, соответствующего эвольвентной части шлица у его основания.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5