Рабочее колесо турбомашины
(72) Автор изобретения
Г. И. Линко (71) Заявитель (54) РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ТУРБОМАШИНЫ
Изобретение относится к лопаточным машинам и может быть использовано преимушественно в газовых турбинах.
Известно рабочее колесо турбомашины, содержашее лопатки с бандажными пол% ками, контактируюшими с демпфируюшими вкладыш ами (11.
Однако в таких рабочих колесах отсутствует двухсторонняя радиальная фиксация вкладышей в лопатках, что приводит к отсутствию равномерного их контакта с пазами полок, к невозможности самоустановки вкладышей и, следовательно, к снижению надежности.!
Наиболее близким по технической сушности к предложенному рабочему колесу является рабочее колесо, содержашее лопатки с бандажными полками, KoHtBKTHруюшими с демпфируюшими вкладышами по криволинейной поверхности (2).
Однако в таких рабочих колесах происходит интенсивный износ контактируюших поверхностей вкладышей и лопаток, 2 что приводит к уменьшению демпфируюшей способности и снижает надежность.
Цель изобретения — повышение надежности устройства в работе.
Это достигается тем, что поверхности вкладьппей и полок имеют форму круговой бочки, а в средней части вкладышей выполнены цилиндрические выступы и продольные пазы.
На фиг. 1 показано (частично) рабочее колесо в плоскости врашения; на фиг. 2 — рабочее колесо в развертке на плоскость, вид сверху; на фиг. 3 — сечение А-А (частичное) фиг. 2 (масштабувеличен); на фиг. 4 — сечение Б-Б (частичное) фиг. 1.
Рабочее колесо турбомашины содержит лопатки 1 с бандажными полками 2, контактируюшие с демпфируюшими вкладышами 3 по поверхности s, имеюшей форму круговой бочки.
По всей алине вкладьпией Э выполнены продольные пазы б, а в средней их части — цилиндрические выступы 4.
720 176
Формула изобретения
3
При вращении рабочего колеса центробе.кная сила прижимает контактные поверхности "а вкладышей 3 к контактным поверхностям бандажных полок 2 лопаток 1, обеспечивая стабильную связь между бандажными полками 2 за счет силы трения. Фиксация вкладьппей в радиальном направлении осуществляется посредством цилиндрических выступов 4, а также выполнением поверхности контакта в виде круговой бочки.
Изменение силы трения, связывающей бандажные полки в единый кольцевой пояс, осуществляют в каждом конкретном случае подбором глубины и ширины паза б".
Такое выполнение рабочего Колеса турбомашины позволит изменять частотные характеристики лопаток и надежно демпфироюать колебания, вкладыши имеют возможность самоустанавливаться, т.е. сохранять стабильный их контакт с полками, наличие паза во вкладышах уменьшает их массу, изгибающий момент в полках и растягивающее напряжение в лопатках, что повышает надежность..
1. Рабочее колесо турбомашины, содержащее лопатки с бандажными полками, контактирующими с демпфирующими вкладьппами по криволинейной поверхности, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что. с целью повышения надежности, поверхности вкладышей и полок имеют форму круговой бочки.
2. Колесо по п. 1, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью фиксации вкладышей от радиального перемещения, в средней части последних выполнены цилиндрические выступы.
3.Колесопоп. 1,отличаю— щ е е с я тем, что, с целью снижения веса, во вкладышах выполнены продольные пазы.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 128868, кл. г 0 1 Q 5/26, 1966.
25 2. Патент США № 2942843, кл. 416-190 опублик. 1956.
720176
Фие 2
Б-Б
Фию. Ф
Составитель С. Гуров
Редактор Т. Загребельная Техред Э. Чужик Корректор Я. Веселовская
Заказ 10187/25 Тираж 583 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4


