Устройство для защиты турбореактивного двигателя самолета от попадания посторонних предметов
1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ САМОЛЕТА ОТ ПОПАДАНИЯ ПОСТОРОННИХ ПРЕДМЕТОВ , содержащее защитную поворотную панель, состоящую из каркасной части, образованной продольными и параллельными оси опорного шарнира поперечными ребрами, несущими защитную решетку, отличающееся тем, что, с целью улучшения характеристик на взлетном режиме при обеспечении эффективной защиты с пониженным гидравлическим сопротивлением потоку засасываемого воздуха и уменьшения веса, защитная решетка выполнена в виде образованных в монолитном теле панели окон, при этом параллельные оси опорного шарнира поперечные грани этих окон и поперечные ребра установлены под углом 25 - 35o к продольной оси входного канала.
2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что за каждым из поперечных ребер выполнена параллельная ему перемычка, образованная внутренней стяжкой и охватывающими ее распорными трубками, установленными между продольными ребрами под расположенными на их наружных кромках полками.
3. Устройство по пп. 1 и 2, отличающееся тем, что каждое из поперечных ребер имеет высоту, равную 0,12 - 0,06 расстояния между продольными ребрами. Изобретение относится к авиационной технике, в частности к конструкции устройств для защиты турбореактивных двигателей самолета от попадания посторонних предметов. Известна конструкция устройства для защиты двигателя силовой установки самолета, содержащая створки подпитки входного канала, ограниченного панелями и поворотную решетку с защитной сеткой, соединенную с приводом при помощи рычага, а с одной из панелей посредством шарнира, расположенного за выполненной в этой панели нишей под указанную решетку. Недостатком этого воздухозаборника является возможность попадания посторонних предметов в двигатель через створки подпитки. Известно также устройство для защиты турбореактивного двигателя самолета, включающее воздухозаборник силовой установки самолета, содержащий створки подпитки входного канала, ограниченного панелями, и поворотную решетку с защитной сеткой, соединенную с приводом при помощи рычага, а с одной из панелей посредством шарнира, расположенного за выполненной в этой панели нишей под поворотную решетку. Недостатком этой конструкции является малая жесткость проволочной сетки, теряющей во время эксплуатации свою плоскостную форму, что приводит к ухудшению аэродинамических характеристик воздухозаборника, особенно при взлетном режиме. Увеличение жесткости проволочной сетки возможно только путем увеличения диаметра проволоки, что приводит к уменьшению коэффициента перфорации сетки и увеличению ее веса. Целью изобретения является улучшение характеристик на взлетном режиме при защите двигателя от попадания посторонних предметов и уменьшение веса конструкции. Указанная цель достигается тем, что защитная поворотная панель изготовлена в виде каркаса, образованного продольными и параллельными оси опорного шарнира поперечными ребрами, несущими защитную решетку, выполненную в виде образованных в монолитном теле панели окон, при этом параллельные оси опорного шарнира, поперечные грани этих окон и поперечные ребра установлены под углом 25 -35о к продольной оси входного канала. За каждым из поперечных ребер выполнена параллельная ему перемычка, образованная внутренней стяжкой и охватывающими ее распорными трубками, установленными между продольными ребрами под расположенными на их наружных кромках полками, причем сами поперечные ребра имеют высоту, равную 0,12-0,06 расстояния между продольными ребрами. На фиг. 1 изображен продольный разрез воздухозаборника с поворотной панелью в положении "взлета" и "посадки"; на фиг. 2 выноска конструкции решетки; на фиг. 3 боковой вид фиг. 2; на фиг. 4 кривые зависимости расхода воздуха от разрежения в канале для решеток с различными углами наклона поперечных граней окон решетки к оси входного канала. Кривые получены путем стендовых продувок. На фиг. 5 дана зависимость проходного сечения решетки от угла наклона поперечных граней окон решетки к оси входного канала. На фиг. 6 дан график зависимости расхода воздуха через защитную решетку от угла наклона поперечных граней окон решетки к оси входного канала. Воздухозаборник 1 прямоугольной формы включает в себя регулирующее устройство 2, состоящее из передней и задней регулируемых панелей, кинематически связанных между собой. В районе задней регулируемой панели, примерно на расстоянии 1/3 от ее передней кромки, располагается приводное устройство (на чертеже не показано) для их перекладки. Устройство защиты двигателя от попадания посторонних предметов включат в себя защитную поворотную панель 3, имеющую каркасную часть, образованную продольными ребрами 4 и поперечными ребрами 5. Со стороны двигателя на каркасной части размещена защитная решетка 6, выполненная в виде окон 7 с поперечными гранями 8. Поперечные грани окон и поперечные ребра каркаса имеют наклон 25-35о к продольной оси входного канала. Для придания необходимой жесткости защитной поворотной панели продольные ребра стянуты стяжками 9, а для фиксации продольных ребер на стяжках между ребрами поставлены распорные трубки 10. На заднем, по потоку, конце защитной поворотной панели расположен опорный шарнир 11 с качалками под гидроцилиндр 12 управления защитной поворотной панелью. Для размещения защитной поворотной панели во время полета, когда отпадает необходимость защиты двигателя от попадания посторонних предметов, в воздухозаборнике изнутри предусмотрена ниша 13. Для фиксации убранного положения защитной поворотной панели в нише установлен замок 14. Перед взлетом, до начала работы двигателя защитная поворотная панель 3 перекрывает проходное сечение воздухозаборника 1. После отрыва самолета от земли усилием гидроцилиндра 12 защитная поворотная панель 3 укладывается в нишу 13 и запирается замком 14. Прохождение воздуха через защитную решетку 6 благодаря расположению поперечных граней 8 окон 7 под углом 25-35о к оси воздушного канала происходит с наименьшими потерями. Влияние поперечных ребер 5 на гидравлическое сопротивление сведено к минимуму за счет того, что поперечные ребра установлены под тем же углом (25-35о), что и поперечные грани, а высота их выбрана минимальной, но достаточной из условия обеспечения прочности конструкции. Как показали расчеты прочности и натурные продувки образцов защитной решетки (см. фиг. 4), указанный угол наклона поперечных граней окон и поперечных ребер является наивыгоднейшим и отклонение его в сторону увеличения приводит к искривлению потока, что создает увеличение лобового сопротивления защитной решетки 6 и поперечных ребер 5 воздушному потоку, а уменьшение угла сокращает проходное сечение защитной решетки. В результате чего, как в том, так и в другом случаях уменьшается расход воздуха, проходящего через защитную решетку. Высота поперечных ребер равна 0,12-0,06 расстояния между продольными ребрами, определена расчетом прочности и подтверждена вышеуказанными продувками натурных образцов. Увеличение высоты поперечных ребер от указанного диапазона 0,12-0,06 расстояния между продольными ребрами приводит к завихрениям вокруг поперечных ребер и уменьшает расход воздуха через защитную решетку, а уменьшенные высоты поперечных ребер в силу недостаточной прочности конструкции может привести к разрушению как самих ребер, так и защитной решетки. Изображенные на фиг. 4 кривые зависимости расхода воздуха показывают, что независимо от величины разрежения в канале, решетка с углом наклона поперечных граней 25-35о (продувке подвергался образец с средним углом наклона 30о) обеспечивает наибольший расход воздуха по сравнению с образцами решеток, имеющих больший наклон поперечных граней (кривая с углом наклона поперечных граней 60о) и с наименьшим углом наклона поперечных граней (кривая с горизонтально расположенными гранями
Формула изобретения
1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ САМОЛЕТА ОТ ПОПАДАНИЯ ПОСТОРОННИХ ПРЕДМЕТОВ, содержащее защитную поворотную панель, состоящую из каркасной части, образованной продольными и параллельными оси опорного шарнира поперечными ребрами, несущими защитную решетку, отличающееся тем, что, с целью улучшения характеристик на взлетном режиме при обеспечении эффективной защиты с пониженным гидравлическим сопротивлением потоку засасываемого воздуха и уменьшения веса, защитная решетка выполнена в виде образованных в монолитном теле панели окон, при этом параллельные оси опорного шарнира поперечные грани этих окон и поперечные ребра установлены под углом 25 - 35o к продольной оси входного канала. 2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что за каждым из поперечных ребер выполнена параллельная ему перемычка, образованная внутренней стяжкой и охватывающими ее распорными трубками, установленными между продольными ребрами под расположенными на их наружных кромках полками. 3. Устройство по пп. 1 и 2, отличающееся тем, что каждое из поперечных ребер имеет высоту, равную 0,12 - 0,06 расстояния между продольными ребрами.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6