Способ защиты воздухозаборников турбореактивных двигателей силовой установки самолета от вихреобразования
Изобретение относится к авиационной технике, в частности к средствам защиты воздухозаборников от попадания посторонних предметов. Способ защиты воздухозаборников турбореактивных двигателей силовой установки самолета от вихреобразования заключается в подаче струй сжатого воздуха на поверхность взлетно-посадочной полосы под входом в воздухозаборник из сопловых форсунок. Сжатый воздух подводят импульсами из наклонных форсунок: шести, расположенных по окружности, и одной центральной. Форсунки установлены под воздухозаборником. Сначала в течение 2 с через нечетную группу форсунок, расположенных по окружности, выдувают три струи на окружность максимальных горизонтальных скоростей. Затем в течение 1 с через центральную форсунку выдувают одну струю в центр окружности максимальных горизонтальных скоростей. Затем в течение 2 с через четную группу форсунок, расположенных по окружности, выдувают три струи на окружность максимальных горизонтальных скоростей. Затем в течение 1 с через центральную форсунку выдувают одну струю в центр окружности максимальных скоростей. После этого повторяют весь цикл. Способ позволяет повысить эффективность струйных систем разрушения вихревых течений с одновременным снижением энергозатрат. 1 ил.
Изобретение относится к авиационной технике, в частности к средствам защиты воздухозаборников от попадания посторонних предметов.
Известен способ разрушения вихрей на входе в воздухозаборники турбореактивных двигателей силовой установки самолета, основанный на непрерывном выдуве струй сжатого воздуха, интенсивность которых различна в зависимости от квадранта зоны выдува. Недостатком этого способа является большой расход воздуха, используемого для работы системы, а также низкая эффективность при обдуве силовой установки ветром и при рулении самолета [1]. Задача изобретения - повышение эффективности струйных систем разрушения вихревых течений с одновременным снижением энергозатрат путем применения импульсного выдува струй сжатого воздуха. Способ защиты воздухозаборников турбореактивных двигателей силовой установки самолета от вихреобразования отличается тем, что при подаче струй сжатого воздуха на поверхность взлетно-посадочной полосы под входом в воздухозаборник из сопловых форсунок сжатый воздух подводят импульсами из наклонных форсунок: шести, расположенных по окружности, и одной центральной, установленных под воздухозаборником, в следующем порядке: сначала в течение двух секунд через нечетную группу форсунок, расположенных по окружности, выдувают три струи на окружность максимальных горизонтальных скоростей, затем в течение одной секунды через центральную форсунку выдувают одну струю в центр окружности максимальных горизонтальных скоростей, затем в течение двух секунд через четную группу форсунок, расположенных по окружности, выдувают три струи на окружность максимальных горизонтальных скоростей, затем в течение одной секунды через центральную форсунку выдувают одну струю в центр окружности максимальных горизонтальных скоростей с последующим повторением цикла, причем диаметр сопел форсунок выбирают из расчета равенства vс= 2,5 vг.max, где vс - скорость на оси струи у поверхности взлетно-посадочной полосы, vг.max - максимальная горизонтальная скорость, определяемая по формуле



Формула изобретения
Способ защиты воздухозаборников турбореактивных двигателей силовой установки самолета от вихреобразования, заключающийся в подаче струй сжатого воздуха на поверхность взлетно-посадочной полосы под входом в воздухозаборник из сопловых форсунок, отличающийся тем, что сжатый воздух подводят импульсами из наклоненных форсунок: шести, расположенных по окружности, и одной центральной, установленных под воздухозаборником, в следующем порядке: сначала в течение 2 с через нечетную группу форсунок, расположенных по окружности, выдувают три струи на окружность максимальных горизонтальных скоростей, затем в течение 1 с через центральную форсунку выдувают одну струю в центр окружности максимальных горизонтальных скоростей, затем в течение 2 с через четную группу форсунок, расположенных по окружности, выдувают три струи на окружность максимальных горизонтальных скоростей, затем в течение 1 с через центральную форсунку выдувают одну струю в центр окружности максимальных горизонтальных скоростей с последующим повторением цикла, причем диаметр сопл форсунок выбирают из расчета равенства: vc=2,5vг.мах, где vc - скорость на оси струи у поверхности взлетно-посадочной полосы, vг.мах - максимальная горизонтальная скорость, определяемая по формуле

РИСУНКИ
Рисунок 1