Токоприемник транспортного средства
f, ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советскик
Соцнвлнстнческми
Республик
»» 713716 (61) Дополнительное к авт. свнд-ву,(22) Заявлено 28.04.77 (21) 2480929/27-11 с присоединением заявки РЙ(23) Приоритет
Опубликовано 05.02.80. Бюллетень Ла 5
Дата опубликования описания 07.02.80 (51)М. Кл.
В 60 1. 5/10
Йвудерстееииык квинтет
СССР йв аеаа изебретений и вткрмтвв (53) УДК621.336 (088.8 ) В. Н. Архипов, Э. М. Паршкин, А. М. Селезнев и В. Н. Федоров (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54 ) ТОКОПРИЕМНИК ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА .
Изобретение относится к токоприемникам транспортных средств, например троллейбусов, и может быть использовано в области транспорта с электроприводом.
Известен токоприемник, в котором токосьемная головка укреплена на штанге, выполненной из двух шарнирно сочлененных частей, причем верхняя часть короче нижней fl).
Такая конструкция уменьшает массу
10 подвижной части токоприемника, благода- ря чему при наезде на препятствие его токосъемная головка получает значительно меньший удар, пропорциональный массе не всей штанги, а лишь ее верхней части. 1
Однако в процессе эксплуатации при цоворотах троллейбуса возникают боковые усилия, действующие на токосъемную головку э поперечном направлении и вызы вающие ее спадание даже при незначительном отходе от поверхности контактного провода.
Ближайшим к заявляемому по технической сущности и достигаемому эффекту является токоприемник транспортного средства, например троллейбуса, содержащий штангу, состоящую из двух сочлененных частей, нижняя из которых длиннее верхней, выполненной М -образной формы с подпружиненными ветвями, и токосъемныэ элементы, выполненные в виде консолей, закрепленных на упомянутых ветвях поперек направлению перемещения транспортного средства и снабженных ограничителями, установленными в зоне крепления консолей (2).
Такая конструкция не обеспечивает высокой надежности токосъема и удобства установки токосъемника на провода контактной сети.
Цель настоящего изобретения — повышение надежности токосъема и удобства э кс плу 8T аци и, Кель достигается тем, что ветви сочленены с нижней частью штанги посредством дополнительных шарниров, геометрические оси которых расположены под углом одна относительно другой, а в верх1. Токоприемник транспортного сред, ства, например троллейбуса, содержащий
3 7137 ней части ветви соединены между собой гибкой изоляционной связью, которая может быть выполнена в виде перекладины с шарниром в средней части ц двумя шар.чирами по краям.
На фиг. 1 представлен вид на токоприемник спереди; на фиг. 2 — вид на токо. приемник сбоку.
Токоприемник содержит токосъемные элементы, выполненные в виде попереч- 10 ных консолей 1 и 2, направленных свободными концами в противоположняе сто роны и отогнутых вниз. Консоли 1 и 2 соединены со штангой, которая выполнена из двух частей: нижней, более длинной, 15
3 и верхней М -образной формы, состоя:щей из двух ветвей 4 и 5, которые соединены с нижней частью 3 через дополнительные шарниры 6 и 7, геометрические оси которых пересекаются. Ветви 4 и 8 20 снабжены пружинами 8 и 9, которые стремятся принять ветви к нижней части штанги. Консоли 1 и 2 соединены между собой гибкой изоляционной связью, выполненной в виде перекладины 10 с шарниром 11 s средней части и двумя шарнирами 12 и 13 по краям. В зоне шарниров 12 и 1 3 консоли 1 и 2 снабжены вертикальными ограничителями 14 и 15 с предохранительными клиньями 16, установленными перед ограничителями по .ходу гроллейбуса. Токосъемные консоли
1 и 2 опираются на контактные провода
17 и 18. Штанга снабжена подъемной пружиной 19, на крыше троллейбуса ус тановлен фиксирующий крюк 20.
Токоприемник работает следующим об, разом.
Во время стоянки троллейбуса токоцриемник находится и горизонтальном поло- ® женин и зафиксирован крюком 20. При этом под действием пружин 8 и 9 ветви
4 и 5 штанги вплотную придвинуты одна к другой. При установке консолей 1 и
2 на конгактные провода штанга 3 осво 4> бождаетсяот крюка 20 и под действием пружины 19 поднимается как HoKGBBHo ка фиг. 2, при этом ограничители 14 и
15 занимаюг позицию между контактными проводами. Консоли 1 и 2,уциреясь в провода, передают усилия йа ветви 4 и
5, которые вращаясь вокруг шарниров 6 и 7, расходятся в стороны, преодолевая сопротивление пружин 8 и 9 до тех пор, пока ограничители 14 и 1 5 не упрутся в конгактные провода, а перекладина 10 распрямится. И случае аварийной ситуации на пути токоприемника могут оказаться
16 Д препятствия. При этом предохранительные клинья 16 наезжают на препятствие, отводя от проводов ограничители 14, 15 и цредохраняя их тем самым от разрушения.
При наличии боковых усилий ограничители могут сместиться в сторону и после того, как токоприемник минует препятствие, ограничители не попадут в рабочее положе ние. Но спадания токоприемника с проводов не произойдет, так как один из проводов сместится по консоли к ее свободно му концу, а второй попадает на перекладину. Двигатель обесточится, троллейбус остановится, после чего следует установить штангу вышеописанным способом.
Таким образом, описанная конструкция токоприемника исключает спадание его с контактных проводов, обеспечивает удобство в эксплуатации при установке токоприемника на контактные провода и умень. шает износ токосъемных элементов.
Формула изобретения штангу, состоящую из двух сочленных частей, нижняя из которых длиннее верхней, выполненной М -образной формы с подпру жиненными ветвями, и токосъемные элементы, выполненные в виде консолей, за крепленных на упомянутых ветвях поперек направлению перемещения транспортного средства и снабженных ограничителями, установленными в зоне крепления консолей, отличающийся тем, что, с це- лью повышения надежности токосъема и удобства эксплуатации, ветви сочленены с нижней частью штанги посредством дополнительных шарниров, геометрические оси которых расположены под углом одна относительно другой, а в верхней части ветви соединены между собой гибкой изоляционной связью.
2. Токоприемник по п. 1, о т л и ч аю шийся тем, что гибкая изоляционHBQ связь выполнена в виде перекладины с шарниром в средней части и двумя шарнирами по краям.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 397386, кл, В 60 L 5/10, 17.09.73, 2. Патент США № 2245507, кл. 191-57, 10,06.41.
713716
Д 4Г
/7/г
Раг.1
Составитель Н. Шалаева
Редактор П. Драчевский Техред О. Андрейко Корректор H. Задерновская
Заказ 9183/9 Тираж 763 Подписное
1 НИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж35, Раушская наб., д, 4/5
Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4


