Токоприемник, например, для троллейбуса
ОП ИСАЙ ИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 30. ъ !!.1971 (¹ 1680960/24-7) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 17.!Х.1973. Бюллетень № 37
Дата опубликования описяи гя 25.1.1974
М. Кл. В 60l 5/10
Государственный комитет
Совета Министров СССР по делам изобретений н открытий
УДК 621.336.62 (088.8) Авторы изобретения
И. А. Ханин, Л. М. Ланиузский и И. 3. Лисконог
Воронежское трамвайно-троллейоусное управление
Заявитель
ТОКОПРИЕМНИК, НАПРИМЕР, ДЛЯ ТРОЛЛЕЙБУСА
Изобретение относится к троллсйбусиой тсхни ке и может использоваться при проекти ровании новых и модификации сущсствуloщих образцов троллейбусов для повышения их экономической эффективности.
Известны токоприемники для троллейбусов, содержащие токосъемный элемент и,штангу в виде двух сочлененных частей.
Основной недостаток троллейбусных токос ьемников закл10чается B B03MO>I
Самопроизвольный сход колодок привод!ге к разрушению контактной сети, срыву колодок со штанг и !разрушению самих штанг, к резкому нарушению ритмичности движения, ломке графика движеи!Ия, а также к сиижению средней рейсовой скорости движения.
Цель изобретения резко уменьшить вероятность схода колодок с контактного провода при движении троллейбуса и повысить надежность токосъема.
Это достигается тем, что верхняя часть штанги снабжена рычагам!п с присоединенным к нему прижимным толкателсм, нижний конец которого связан с другой частью штанги.
Природа сил, вызывающих самопроизвольный сход колодки с провода, состоит в выну>кденных колебаниях токоприемной штанги в вертикальной плоскости относительно горизонтальной оси подьески штанги. (Случаи предварительного обрыва провода и недопустимого удаления троллейбуса от контактного провода не рассматриваются). Возмущения, приводящие к этим колебаниям, могут исходить как от корпуса троллейбуса (при движении пo неровной дороге), так и от кон10 тактной сети (вследствие непостоянства ее
ЖССТКОСТИ, Т. С. ПОДЯТЛИВОСТИ ПОД КОЛОДКОИ, что может проявляться при большой скорости), а та 1:,же От некоторых других причин.
Из-за заглублеиия щетки боковые возмуще15 ния не могут привести к сходу колодки, если сила прижима к проводу»е уменьшится,to очень малой величины, т. е. если колебания в вертикальной плоскости отсутствуют, или е с л и О н и н с с н и ж а 10 т c I I. ч у и р и ж!! м а и О л О д к и
20 до нуля.
На фиг. 1 представлена упрощенная схема колебаний токоприемника; HB фиг. 2 — предлагаемый токоприемник.
Токоприемник содерн ит основную пру>кину
25 1, пружинный толкатель 2, контактный провод 3, контактную колодку 4. !
Пр!и появлении возмущения (в вертикальной плоскости) массе 11 существующей штанги, условно сосредоточенной в точке а (в ее
30,центре тяжести) сообщается начальное уско397386 рение 1Р. П ри определенной интенсивности возмущения это ускорение может оказаться достаточным для растягивания пружины 1 и перевода точи d в положение d, т. е. для отвода, колодки 4 от провода 3. Вследствие упругости штанги и малой частоты ее собственных колебаний, она может входить в резонанс даже при небольших по величине периодических возмущениях.
Верхняя (малая длиной 0,5 .м) часть ,штанги 5, на верхнем конце которой закреплена колодка 4, а на нижнем в илка-рычаг 6 прикрепляется с помощью пальца 7 к законцовке (вилке) 8 нижней части штанги 9.
Вилка-рычаг 6 подкреплена подкосом 10. К нижней части штанги 9 приварен хомут 11, с кото рым шарнирно связан пружинный толкатель 2, вторым концом закрепленный на вилке-рычаге 6. Верхняя 5 и нижняя 9 части штанпи связаны токопроводящей перемычкой
12, защищенной .козырьком;13.
iB нормальных условиях (при поло1кении колодки 4 на проводе 3 и при отсутствии колебаний штанги) оси верхней 5 и нижней 9 частей совпадают, а толкатель 2 обжат до упора. Усилие пруж ины толкателя 2 должно быть таким, чтобы сила п рижима колодки 4 к проводу 3 за счет пружин,1 была лишь незначительно больше силы прижима, колодки за счет толкателя 2, т. е. чтобы толкатель 2 мог обжиматься до упора под действием пруж ин,1., Пр и возникновении ускорения W (фиг. 1) и переходе пальца 7 из положения с в положение с верхняя часть 5, масса которой т несоизмеримо меньше массы М нижней части 9, под действием пружинного толкателя 2 поворачивается вокруг точки с (оси пальца), сохраняя колодку в положении на проводе и не допуская черезмерного уменьшения усилия прижима колодки к проводу. При изменении знака ускорения W, т. е. при возвратном движении штанги, толкатель вновь обжимается до упора.
Основным преимуществом токоприемника
10 является значительное уменьшение вероятности самопроизвольного схода колодки с контактного провода.
Это обеспечивает существенный экономический эффект за счет повышения средней рей13 совой скорости и ритмичности движения, снижения количества и длительности простоек на линии, уменьшения затрат на ремонт (аварийный) контактной сети и штанг,и т. д. и значительное повышение качества троллейбу20 са за счет улучшения условий труда водителя, повышения комфортабельности и безопасности движения.
Предмет изобретения
25 Токоприемник, например, для троллейбуса, содержащий токосъемный элемент и,штангу, выполненную в виде двух шарни рносочлененных частей, верхняя из,которых короче ни к30 ней, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности токосъема, и снижения вероятности спадания штанги п ри больших скоростях движения верхняя часть штанги снабже»а рычагом, с пр исоединеннь1м к нему пру35 жинным TQJIKBTL. 1ем, нижний конец KDTopol o связан с другой частью штанги.
Составитель В. Попова
Редактор В. Фельдман
Корректор Н. Аук
Техред Л. Богданова
Заказ 3711(б Изд1, К< 13 Тираж 632 HjÏoäïèñHoå
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4,5
Типография, пр. Сапунова, 2


