Упорный подшипник скольжения
(19)SU(11)713207(13)A1(51) МПК 6 F16C17/06(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯк авторскому свидетельствуСтатус: по данным на 17.12.2012 - прекратил действиеПошлина:
(54) УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в подшипниковых узлах насосов, турбин, компрессоров. Известен упорный подшипник скольжения, содержащий корпус с расположенными в нем упорными сегментами, опирающимися на пружинные пакеты, собранные из пружин равной жесткости, имеющих по три выступа, один из которых расположен в центре на одной стороне пружины, а два других по краям противоположной стороны. Пружинные пакеты размещены в прямоугольных гнездах корпуса подшипника, а выравнивающие пластины, удерживая масло в гнездах, создают несколько гидравлических буферов для демпфирования нежелательных колебаний пружинных пакетов. Известный подшипник при больших нагрузках недостаточно надежен в работе, из-за сложной конструкции пружинных пакетов с выравнивающими пластинами. Целью изобретения является повышение надежности работы и увеличение срока службы подшипника. Указанная цель достигается за счет того, что пружинные пакеты выполнены в виде, по крайней мере, двух последовательно расположенных по направлению действия нагрузки секций пружин различной жесткости, и первой по направлению действия нагрузки установлена секция пружин с меньшей жесткостью, при этом между секциями, а также секцией с большей жесткостью и корпусом имеются зазоры. На фиг. 1 изображен общий вид упорного подшипника скольжения; на фиг. 2 сечение по А-А на фиг. 1; на фиг. 3 сечение по Б-Б на фиг. 2. Упорный подшипник скольжения содержит корпус 1, гребень 2, сегменты 3, пружинные пакеты 4 и опорные кольца 5. Гребень 2 крепится на валу 6 при помощи полуколец 7 и фланца 8. Опорные кольца 5 крепятся одно к корпусу 1, а второе к крышке 9. В прямоугольных гнездах 10 опорных колец 5 установлены без возможности вращения пружинные пакеты 4. Упоры 11, закреплены равномерно по окружности на опорных кольцах 5 с образованием секторов 12, в которых установлены сегменты 3. Пружинные пакеты 4 собраны, по крайней мере, из двух последовательно расположенных по направлению действия нагрузки секций пружин 13 и 14 различной жесткости. Причем первой установлена секция 13 с меньшей жесткостью. Каждая секция пружин 13 и 14 набрана из плоских прямоугольных упругих пластин, а сегмент 3, имеющий ребро качания 15, устанавливается непосредственно на секцию пружин 13. Между секциями пружин 13 и 14, а также секцией пружин 14 и корпусом 1 имеются зазоры 16 и 17, необходимые для обеспечения возможности прогиба пружинных секций 13 и 14. Внутренняя полость 18 подшипника залита маслом, а так как зазоры между торцами пружинных пакетов 4 и стенками гнезд 10 незначительны, то пружинные пакеты 13 и 14 выполняют еще роль гидравлических демпферов. Величины зазоров 16 и 17 определены из следующих соотношений н=
в=
, где
н зазор между нижней секцией пружин 14 и корпусом 1, см;
в зазор между верхней 13 и нижней 14 секциями пружин, см;
Сн жесткость нижней секции пружин 14, кгс/см;
Св жесткость верхней секции пружин 13, кгс/см;
Рмакc максимально возможная в процессе эксплуатации нагрузка на пружинный пакет, кгс;
Рном номинальная нагрузка на пружинный пакет, кгс. Подшипник рассчитан на восприятие
Рном 40 103 кгс; Рмакc 110
103 кгс; принимая
н 0,03 см и Сн 1,8
106 кгс/см для подшипника с 2-х секционным пружинным пакетом получаем
Cв= -1,8
106 0,55
106кгс/см;
в=
0,07см. Для подшипника с 8-ю сегментами указанным требованиям удовлетворяют следующие конструкции пружин:
для верхней секции 13 четыре плоские пружины длиной 90 мм, шириной 50 мм, толщиной 7 мм;
для нижней секции одна плоская пружина длиной 90 мм, шириной 50 мм, толщиной 16 мм. При этом коэффициент неравномерности нагружения сегментов 3 при нагрузке Рном 40 103 кгс и перекос гребня вала 6, равном 0,1 мм, будет 1,2, а при двойной нагрузке Р 80
103 кгс он составит 1,25. В случае изготовления односекционного пружинного пакета коэффициент неравномерности нагружения сегментов при тех же условиях будет соответствовать 1,6 и 1,3. Такая конструкция упорного подшипника, жесткость пружинного пакета которого изменяется в зависимости от величины осевой нагрузки, обеспечивает более равномерное распределение нагрузки на сегменты при перекосе гребня вала на всех режимах работы агрегата, что повышает надежность и срок службы подшипника.
Формула изобретения


где


Cн жесткость секций пружин с большой жесткостью, кгс/см;
Cв жесткость секций пружин с меньшей жесткостью, кгс/см;
Pмакс максимально возможная в процессе эксплуатации нагрузка на пружинный пакет, кгс;
Pном номинальная нагрузка на пружинный пакет, кгс.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3