Зубчатое колесо
о 4оьо ая
"а е тно-т хк хк ч
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свнд-ву (22) ЗаЯвлено 30.05.78 (21) 2620885/25-28 (51)М. КЛ.
F 16 Н 57/04 с присоединением заявки J%
Геаудлротеенный комитет
CCCP дв делам изобретений и открытий (23) Приоритет
Опубликовано 30.12.79. Бюллетень %48 (5З) ЛК 621.833 (088.8) Дата опубликования описания 30.12.79 (72) Автор изобретения
В. А. Светличный (71} Заявитель (54) ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах для улучшения смазки зубьев колес.
Известно зубчатое колесо, содержащее смазкоудерживающие элементы, выполненные в форме глухих канавок, расположенных параллельно контактной полосе с обеих сторон
/ рабочей поверхности каждого зуба 111.
Недостатком такого зубчатого колеса является низкая несущая способность вследствие высокого распорного эффекта от защепляемых в зацеплении зубьев объемов смазки, находя-! . шихся в глубоких . отверстиях смазкоудерживающих элементов.
Цель изобретения — повышение несущей снособности колеса.
Для этого в предлагаемом зубчатом колесе канавки выполнены шириной, равной 0,1 — 0,5 ширины контактной полосы, и смещены по высоте зуба на величину, равную 1 — 3 ширины контактной полосы, дно каждой канавки выполнено эквидистантным рабочей поверхности зуба,.а края канавок окрутлены.
На фиг. г показан венец колеса, разрез, на фиг. 2 — вид по стрелке А на фиг. 1; на фиг. 3 — узел 1 на фиг. 1 (профиль канавки
Смазкоудерживающие канавки 1 расположе5 ны на рабочей поверхности зубьев зубчатого венца 2 параллельно контактной полосе зацепления.
Длина канавок 6 меныпе ширины В зубчатого венца. Глубина канавок h выбирается
t в зависимости от вида смазки и составляет от 2 до 10 толщин масляной пленки, радиус R скрутления краев канавок равен глубине канавки, а ширина канавок К зависит от ширины контактной полосы и составляет 0,1 — 0,5 последнеиКанавки на рабочей поверхности зуба смещены относительно друг друга на расстояние, равное 1 — 3 ширины контактной полосы, а дно канавок, поскольку глубина их мала, выполнено по эквндистанте к рабочей . поверхности зуба. Во время работы зубчатого колеса в открытых передачах канавки служат накопителями консистентной смазки. При попадании канавки в зону контакта запсплсния за
7О6631
1U1ИИПИ Заказ 8194/31 Тираж 1139
Подписное
Филиал ППП-"Патент", г. Ужгород, ул. Пооектная, 4
3 счет деформации зуба смазка выдавливается из канавок, благодаря чему обеспечивается равномерное распределение смазочного слоя по рабочей поверхности зуба. При работе колеса в быстроходных закрытых передачах жидкая смазка, находящаяся в канавках, воспринимает на себя часть нагрузки и обеспечивает снижение жидкостного трения, а при -больц их контактных нагрузках, ведущих к прорыву масляной пленки, смазка выдавливается из кайавок и препятствует появленито сухого трения.
Смазкоудерживающие канавки на зубьях колеса могут быть выполнены различными способами: накатным инструментом, алмазным
1 наконечником, электрохимической пли электроискровой обработкой.
Данное изобретение благодаря равномер;.ному слою смазки позволит снизить коэффицйент трения и максимальное гидро4 динамическое давление, что приведет к повышенито нагрузочной спо обности колеса.
Формула изобретения
Зубчатое колесо, содержащее смазкоудерживающие элементы, выполненные в форме глухих канавок, расположенных параллельно контактной полосе с обоих сторон рабочей поверх ности каждого зуба, о т л.и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения несущей способ1О ности колеса, канавки выполнены шириной, равной 0,1 — 0,5 ширины контактной полосы, и смещены по высоте зуба на величину, равную 1 — 3 ширины контактной полосы, дно каждой канавки вьптолнено эквидистантным рабочей поверхности зуба, а края канавок скруглены.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1..Авторское свидетельство СССР К 528410, кл, F 1б Н 57/04, 1973 (прототип).

